О религиозной лирике

Олег Андрушкевич: литературный дневник

На Востоке хокку была поэтической формой фиксации определенного медитативного опыта, которому там приписывалась религиозная ценность. На Западе и у нас хокку такой функции иметь не может, ибо наша ментальность имеет другую историю. Поэтому Селлинджер попытался в свое время смоделировать дзенский опыт в категориях житейской драмы. Но если этот опыт органичен для Востока, где размытость "я" есть изначальная данность, то для западного и русского человека таковая размытость есть признак кризиса, из которого он может и должен извлечь некоторые метафизические уроки. Поэтому минимализм хокку не просто инструмент для связки поэтических впечатлений в целое, в бессмысленности которого каждый может осмыслить себя - и только. В этом случае перед нами только интеллектуальная игра, имеющая свою художественную ценность, но лишенная серьезной сверхзадачи.
В этом смысл религиозной лирики: это не компоновка поверхностно понятых религиозных содержаний, где автор, конфузясь, выражает более или менее сентиментально (или цинично, "была не была") свое врожденное религиозное чувство. Важно качество религиозного опыта, даже бессознательно или косвенно опредмеченного поэтом. В этом смысле Лермонтов и Тютчев справедливо считаются религиозными поэтами (хотя христианскими вполне названы быть не могут).



Другие статьи в литературном дневнике: