Хроники потерянного поколения

Рута Марьяш: литературный дневник


«…Советская литература не дожила до перестройки. А непрерывная цепь литературных поколений, цепь, которая подразумевает развитие литературы, новые имена, художественные поиски и всплески, – разорвалась еще раньше. И тут есть какая-то загадка. Не случайно многое роднит поколение поэтов, не получивших или не полностью реализовавших наследие большой советской литературы, – поколение поэтов-семидесятников, которые творили в СССР от Москвы до Новосибирска, от Риги до Одессы, от Таллинна до Кишинева. И прежде всего их роднит непростая, а порой и трагическая литературная и личная судьба. Их биографии довольно пестры, фабульны, они изобилуют событиями, которые, однако, язык не повернется назвать «приключениями»: в их судьбах не было ничего веселого (кроме самого факта юности и всего того бесшабашно-весеннего, что ее сопровождает), по-настоящему заманчивого, искрящегося, легкого, скользящего на лыжах удачи. Не тот жанр разрабатывала жизнь.
И если нужно определение жанра, это, скорее, была «повесть о ненастоящем времени». Или даже, точнее, о времени, что никак не наставало. Его можно назвать переходным, застойным, коллоидальным, не проявленным и недоосмысленным… Легче от этого не станет, ведь не случайно пока еще ни один критик не создал исчерпывающую сагу об этом творческом поколении. То ли песня его оказалась затерянной, или мало времени прошло для объективного анализа. Возможно, рано еще подводить черту, потому что живы творческие остатки этого поколения, которые по-прежнему желают реализации своего потенциала, рассчитывая на самовыражение. А быть может, потому не появилась такая сага, что пришлось бы складывать слишком сложную и противоречивую картину, состоящую из множества мелких деталей, что даст лишь ощущение процесса, но окончательному диагнозу не поддастся…»



*Из статьи Елены Шатохиной в журнале «Семь искусств» май 2015



Другие статьи в литературном дневнике: