Назад в будущее. Писатель Михаил Жванецкий.

Истоки и Развитие Русской Поэзии: литературный дневник

Ну слава Богу.


Я и так никогда не терял оптимизма, а последние события меня просто окрылили.


Я же говорил: или я буду жить хорошо или мои произведения станут бессмертными.


И жизнь опять повернулась в сторону произведений.


А они мне кричали: "Все! У вас кризис, вы в метро три года не были. О чем вы писать теперь будете? Все теперь об этом. Теперь вообще права человека. Теперь свобода личности выше народа".


Критика сверкала! Вечно пьяный, жрущий, толстомордый, все время с бокалом. Это я.


А я всегда с бокалом, потому что понимал: ненадолго.


Все по словам. А я по лицам. Я слов не знаю, я лица понимаю. Когда все стали кричать: "Свобода!" - и я вместе со всеми пошел смотреть по лицам.


Нормально все. Наши люди.


Они на свободу не потянут. Они нарушать любят.


Ты ему запрети все, чтоб он нарушал. Это он понимает.


- Это кто сделал?


- Где?


- Вот.


- Что сделал?


- Что сделал, я вижу. А кто это сделал?


- А что, здесь запрещено?


- Запрещено.


- Это не я.


Наша свобода - это то, что мы делаем, когда никто не видит.


Стены лифтов, туалеты вокзалов, колеса чужих машин.


Это и есть наша свобода.


Нам руки впереди мешают.


Руки сзади - другое дело.


И команды не впереди, а сзади, т.е. не зовут, а посылают.


Это совсем другое дело.


Можно глаза закрыть и подчиниться - левое плечо вперед, марш, стоп, отдыхать!


Так что народ сейчас правильно требует порядка.


Это у нас в крови - обязательность, пунктуальность и эта ... честность и чистота.


Мы жили среди порядка все 70 лет и не можем отвыкнуть.


Наша свобода - бардак. Наша мечта - порядок в бардаке. Разница небольшая, но некоторые ее чувствуют.


Они нам и сообщают: вот сейчас демократия, а вот сейчас диктатура.


To, что при демократии печатается, при диктатуре говорится.


При диктатуре все боятся вопроса, при демократии ответа.


При диктатуре больше балета и анекдотов, при демократии -поездок и ограблений.


Крупного животного страха - одинаково.


При диктатуре могут прибить сверху, при демократии - снизу.


При полном порядке - со всех сторон.


Сказать, что милиция при диктатуре нас защищает, будет некоторым преувеличением.


Она нас охраняет. Особенно в местах заключения.


Это было и есть.


А на улице, в воздушной и водной среде это дело самих обороняющихся, поэтому количество погибших в войнах равно количеству, погибших в мирное время... У нас...


В общем, наша свобода хотя и отличается от диктатуры, но не так резко, чтоб в этом мог разобраться малообразованный человек, допустим, писатель или военный.


Многих волнует судьба сатирика, который процветает в оранжерейных условиях диктатуры пролетариата и гибнет в невыносимых условиях расцвета свободы.


Но это все якобы.


Просто в тепличных условиях подполья он ярче виден и четче слышен.


И у него самого ясные ориентиры.


Он сидит на цепи и лает на проходящий поезд, то есть предмет, лай, цепь и коэффициент полезного действия ясен каждому.


В условиях свободы сатирик без цепи, хотя в ошейнике.


Где он в данный момент - неизвестно.


Его лай слышен то в войсках, то на базаре, то под забором самого Кремля, а чаще он сосредоточенно ищет блох, с огромной тоской по ужину.


И дурак понимает, что в сидении на цепи больше духовности и проникновения в свой внутренний мир.


Ибо бег за цепь можно проделать только в воображении, что всегда интересно читателям.


Конечно, писателю не мешало бы отсидеть в тюрьме для высокого качества литературы, покидающей организм. Но, честно говоря, не хочется. И так идешь на многое - путаница с семьями, свидания с детьми... Тюрьма - это уже чересчур.


Что сегодня радует - предчувствие нового подполья.


Кончились волнения, беготня, снова на кухне, снова намеки, снова главное управление культуры и повышенные обязательства, снова тебе кричат: "Вы своими произведениями унижаете советского человека", а ты кричишь: "А вы своим велосипедом его калечите".


Красота! Тот, кто нас снова загоняет в подполье, не подозревает, с какими профессионалами имеет дело.


Сказанное оттуда по всем законам акустики в 10 раз сильнее и громче и лозунг руководства - "Работать завтра лучше, чем сегодня", - в подполье толкуют однозначно: сегодня работать смысла не имеет.




Михаил Жванецкий



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.07.2013. Назад в будущее. Писатель Михаил Жванецкий.