Пресса и радио! Новый год в России и в мире!Часть первая. (Опубликовано в журнале: «Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ !) «Статус Нового года в современной системе российских праздников совершенно уникален. В многочисленных интервью с известными людьми, публикуемых в предновогодних СМИ, Новый год именуется любимым праздником. Те же результаты, очевидно, может дать и массовый социологический опрос. «Праздничность» Нового года в российском менталитете не подвергается никакому сомнению, Новый год — единственный праздник, который празднуют все; он беспроблемен по сравнению с другими праздниками. Новый год признается, по крайней мере открыто не отрицается, всеми конфессиями. Новый год благополучно пережил почти всех своих собратьев по советской праздничной системе, может быть, за исключением Восьмого марта, репутация которого всегда была небезупречна. Новый год и в советское время был самым неофициальным из всех официально признанных праздниковЛейт, что, кстати, позволило сохранить до сих пор праздничную топику советской эпохи в его составе... ». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») ...Попробую очертить ритуальную модель современного Нового года. Все прекрасно знают на собственном опыте, что Новый год начинается задолго до Нового года. Фразы типа «Скоро Новый год» мы говорим уже с середины ноября. Приблизительно за три-две недели мы начинаем старательно спрашивать друзей, знакомых, даже сослуживцев — где, с кем и как они собираются встречать Новый год. Эти опросы только в малой степени имеют практическое значение — решить, где праздновать самому; скорее им свойственен некий ритуальный смысл (какой?), тем более что подобные вопросы мы задаем совершенно автоматически. На фоне этого формирующегося знания о праздновании Нового года мы задумываемся и о своем празднике. Чаще всего для взрослого человека решение этого вопроса содержится в его многолетнем опыте празднования (новогодние компании складываются годами), но, кажется, особой ценностью обладает это новогоднее перебирание возможностей: а что если поехать в деревню; встретить Новый год за городом; пойти в ресторан; пойти в гости туда, куда не ходили; пригласить в гости тех, кого не приглашали; или вообще наоборот — встретить Новый год дома, чего раньше никогда не делали, и т. д. Это перебирание возможностей, между прочим, может продолжаться вплоть до 31 декабря и, кажется, обретает качество обязательности». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») ...Ближе к Новому году начинается обсуждение новогоднего стола, т. е. перебирание гастрономических возможностей; в советскую эпоху оно было связано не только с проблемой выбора, но и с проблемой доставания дефицита. Только покупка шампанского превращалась в почти обрядовое действо — с «выстаиванием» очередей, с подключением друзей и даже с выпивкой по поводу совершившейся покупки. И опять же — коллекционируются рецепты, обсуждаются разные кулинарные изыски, принимается коллективное решение отказаться от стандартных салатов — в результате на новогоднем столе появляются с ритуальной неизбежностью салат «Оливье», селедка «под шубой» и т. д.Нэт ». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») Вообще кажется, что подготовка к Новому году чуть ли не важнее самого праздника. Смысл новогодней елки в большей степени заключается не в ее присутствии в доме как праздничного символа, а в процессе ее покупки и украшения: выбор елочного базара; стояние в очереди; долгий выбор самой елки (елка должна выбираться долго, надо перебрать весь елочный завал, чтобы вернуться к первой елочке, которая сразу привлекла внимание); покупка елочных игрушек, доставание старых игрушек (часто сопровождающееся историко-семейными комментариями по поводу особо древних или любимых) и т. д. Красноречиво выглядит и временной план «елочного бытия»: елка обычно покупается задолго до Нового года, лежит на балконе, долго устанавливается и украшается (если сюда присовокупить покупку игрушек, гирлянд и само существование вопроса: «а не пора ли поставить елку?») — и может быть выброшенной уже 1 января. В этом контексте вполне закономерно романтическое осмысление «елочной» коллизии в песне Булата Окуджавы: «И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет»Станислав Козлов ». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») В целом эти обряды подготовки к Новому году сформировались в советскую эпоху. Так, например, в романе Веры Пановой «Времена года» (1953), начинающемся и заканчивающемся празднованием Нового года, обстоятельно представлена предновогодняя топика: «Милый сердцу обычай — встреча Нового года. Население города Энска готовилось к этой встрече целый месяц. Громадный был спрос на елочные украшения...»Фотина Кульминация предновогоднего «Нового года» — день 31 декабря. В этот день перебирание возможностей должно остановиться: новогодняя компания определена; все продукты и напитки куплены; елка украшена; подарки заготовлены; открытки отосланы, и т. д. Хорошо известно, что многие это делают в последний день, Вера Панова в своем романе добродушно подсмеивается над ними; судя по всему, по неписаным новогодним правилам советской эпохи все это должно быть сделано заранее: «Многие в последний час вспомнили, что забыли купить такие-то закуски и такие-то подарки, и кинулись исправлять свой промах»; «И кто-то, вспотевший и задыхающийся, бегает из магазина в магазин, ища фаршированный перец, как будто от этого перца зависит его жизнь»; «И какой-то чудак в франтовской велюровой шляпе тащит на плече длинную облезлую елку <...> Прохожие взглядывают на чудака с иронией...»Вещий Протей («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») «Предощущение Нового года поддерживается и целым рядом массовых представлений, восходящих к традиционной инициальной магии (магии начала): «Как Новый год проведешь, таким он и будет»Гоблин; «С кем Новый год проведешь, с тем и весь год проведешь» (отсюда предписание: «Новый год надо встречать в семье») и т. д. К этим представлениям примыкает непреложный императив — праздновать Новый год. Величайшая редкость — человек, отказавшийся праздновать и улегшийся спать; у окружающих он должен вызывать сожаление и тревогу, ибо этим поступком притягивает к себе несчастье. Интересно, что Вера Панова, изображая канун Нового года и перечисляя тех, кто находится на своем трудовом посту в новогоднюю ночь (излюбленный мотив советской публицистики), тем не менее делает красноречивое добавление к описанию работы типографии: «И там же в типографии, в верстальном, на двух столах женщины из фабзавкома стелют скатерти и расставляют тарелки с бутербродами и стаканы для пива, чтобы в полночь наборщики, метранпажи и печатники, оторвавшись от работы, тоже чокнулись и поздравили друг друга»Клио. Еще один императив в отношении Нового года хорошо сформулировал бюрократ Огурцов (артист И. В. Ильинский) в фильме «Карнавальная ночь» (1956): «Товарищи, есть установка весело встретить Новый год». Фраза значима не только с точки зрения советского администрирования Нового года, но отражает и общие новогодние чаяния. Количество ритуальных предписаний и табу в последнее время резко увеличилось в связи с популярностью восточных календарей: есть надо то-то, одевать надо одежду такого-то цвета и т. д.Наталья Мамченко ». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») Ритуальность ярче всего видна в экспозиционной части праздника, которая отчетливо структурирована в «проводах» старого года (здесь обрядово обязательна крепость напитков), в ожидании боя курантов и в самом моменте наступления Нового года. Далее продолжается новогоднее застолье, собственно говоря, мало чем отличающееся от других праздничных застолий. Отличие можно обнаружить скорее в степенях проявления праздничных смыслов, нежели в их новогодней специфичности. Мой коллега и друг М. С. Шулепов, которого я попросил поразмышлять о Новом годе, предложил такое толкование новогодней выпивки: «Как ты вгостях выпиваешь: выпить ли еще стопочку или уже поехать домой? В новогоднюю ночь можно выпивать сколько влезет... неограниченно, бесконечно… Тебя может завести куда угодно, нет никакой картины будущего...» Следует заметить, что эта неограниченность в принципе обладает дозволенностью, даже жены в новогоднюю ночь в основном поддаются ритуальным императивам и позволяют мужьям выпивать «без оглядки». Кажется, в Новый год, согласно каким-то глубинным установкам, все-таки необходимо напиться; часто «развязываются» даже завязавшие в старом году. Об императиве новогоднего пира говорит и Вера Панова: «Скоро попируем. Кто и не пьет — в эту ночь обязательно выпьет»Даша. После встречи Нового года друзья, знакомые и сослуживцы обычно задают друг другу ритуальный по своей обязательности вопрос: «Как встретили Новый год?» Интересно, что ответ типа «Спокойно, в кругу семьи...» самими отвечающими подается как-то извинительно, как нечто нарушающее некую норму празднования Нового года; иногда следует добавление: «Ты знаешь, даже и не напился...» («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») «В новогоднюю ночь больше, чем в обычном застолье (для других советских праздников — тоже норма), смотрят телевизор, это уже кажется ритуально предписанным. Интересно, что в советское время новогоднее предощущение поддерживалось и даже продолжалось телевизионной практикой. Так, люди, севшие смотреть «Голубой огонек», были в напряженном ожидании: будет ли Алла Пугачева; сколько появится сатириков и т. д.Юганка В новогоднюю ночь принято выходить на улицу и сливаться в праздничном порыве с толпой. Наверно, эти «выходы», как и обычай передвигаться в течение ночи от компании к компании, являются специфически новогодними формами, обусловленными представлениями об общенародности праздника. Кроме того, Новый год — чуть ли не единственный праздник, когда желание танцевать возникает даже в собственной домашней обстановке. Характерна и повышенная готовность к флирту, даже невинному». («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») На фоне «обеспесенности» наших праздников, в новогоднюю ночь народ поет. Можно описать всенародное песенное знание, просто прогуливаясь по улицам и слушая, что доносится из окон или со всех сторон. При всем разнообразии застольных репертуаров, обусловленном множеством социальных и культурных факторов, в них все-таки есть некий общий пласт и просматривается некая общая для всех новогодних застолий коллизия. Собственно, она не является только новогодней и может возникнуть в любой другой застольной ситуации, но все-таки скорее в Новый год. Позволю себе остановиться на этой коллизии, в которой, на мой взгляд, проявляются некие общие закономерности ритуальной стратегии современного российского человека.» («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») «Но более-менее ясная функциональность исполнения народных песен во время застолья все-таки не объясняет пока того факта, почему они не поются, да и не помнятся до конца. Первое напрашивающееся объяснение: если описывать современную культурную ситуацию, то должно признать, что мы вообще стали петь меньше и наши застолья иногда проходят без какого-либо пения. Соответственно, и песни интенсивно забываются. В целом, очевидно, с этим фактором нужно считаться. Во-вторых, можно сослаться на общие механизмы запоминания. Так, ведь и классические тексты русской поэзии содержатся в нашей памяти чаще всего в форме одной-двух первых строк или же одного четверостишия. Оба объяснения вполне актуальны в нашем случае, но вряд ли исчерпывающи. В современном песенном быту отнюдь не все тексты подвергаются подобному «усечению». Речь идет в данном случае именно об исполнении (причем коллективном). Так, песни, выполняющие функцию социальной (и субкультурной) идентификации, обычно поются полностью, а если не вспоминаются целиком, то просто и не исполняются. Таким образом бытуют песни Булата Окуджавы и других бардов в интеллигентской среде поколений 1960-х — начала 1980 годов. Еще ярче эта закономерность проявляется в песенных репертуарах замкнутых социальных групп: экспедиции, туристические сообщества, студенческая группа, круг старых друзей и т. д.» («Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!») Гипотетический «застольный минимум» выглядит, на мой взгляд, такФлоренсийа: 1) «Из-за острова на стрежень...». Источник: Д. Садовников, «Песня». Лейт Именно о невозможности идеологизации Нового года снят фильм «Карнавальная ночь» (1956). Литература. «Отечественные записки» 2003, №1 ПРАЗДНИКИ!» Автор Олег Николаев. Часть вторая. Лучшие статьи недели: 27 декабря 2008
Как отразятся финансовые неурядицы на праздновании Нового года? ... Трансляции Свежий выпуск. 30 декабря 2008. Статья дня. Новый год – праздник желудка. А надо ли?
Подкаст дня: Какова история новогодней открытки? Как приготовить к новогоднему столу оригинальные безалкогольные напитки? О чем говорят подарки? Часть 2
Этикет в большой семье: как избегать конфликтов в праздники? Весь выпуск Какова история новогодней елки? Автор Татьяна Арбенина Конечно, классическая новогодняя елка – это живое дерево с длинными лапами, густо утыканными иголками. Когда такую ель вносят в дом с мороза, она постепенно оттаивает в тепле, и через некоторое время в дом приходит запах праздника – запах смолы и иголок, запах белого морозного снега и новогодних чудес. Традиция украшения деревьев к празднику существовала в мире со времен Древнего Египта. Египтяне, правда, за неимением елей украшали пальмы. Но у нас пальмы не растут, да и лиственные деревья зимой выглядят некрасиво. Новый год и Рождество – зимние праздники, а какие же деревья, как не хвойные, можно назвать символом зимы? В древние времена многие народы отмечали праздники в период с 25 декабря примерно до 7 января. Яркий пример: день зимнего солнцестояния. В этот день разные народы воздавали хвалу своим богам: египтяне – Осирису, вавилоняне – Таммузу и т.п. Римляне праздновали день победы Сатурна над зимой и дарили друг другу подарки. Римская церковь, безусловно, не одобряла празднования этого языческого праздника, и примерно в 10 веке было принято решение заменить Сатурналии днем рождения Христа. У степных народов (тюрков, монголов) был распространен культ Тенгри, который оказал большое влияние на Киевскую Русь. Самым главным праздником последователей культа считалось Богоявление – в этот день (25 декабря) Человек-Небо Тенгри-хан выходит в мир. В этот день люди приносили в дом елки. Впрочем, обычай ставить в домах ель был и у германских народов: вечнозеленая красавица почиталась ими как символ плодородия и вечной жизни. 24 декабря по западной традиции отмечается день Адама и Евы, а украшенная ель отождествляется с Райским деревом. Но, в общем-то, нельзя однозначно сказать, языческие ли праздники повлияли на христианские, или же произошло наоборот. Вспомним, например, святого Николая, который помогал всем людям и даже дарил подарки. Искажение голландской транскрипции в его имени образовало новое имя всем известного персонажа, Санта Клауса. В Россию новогодние обычаи привез Петр I. По его указу было велено: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить». Сначала это нововведение получило не слишком широкое распространение (как и почти все смелые реформы Петра), но позже русским людям полюбилось ставить у себя елку на Рождество. После Октябрьской революции 1917 года многие «поповские» обычаи оказались не в почете. Но через некоторое время ель вновь обрела популярность, а в 1949 году 1 января стал нерабочим днем! Конец декабря, безусловно, очень волшебный и праздничный – в это время праздники отмечают практически у всех народов и во всех странах. Кто-то празднует Рождество, кто-то – Новый год, а кто-то – День зимнего солнцестояния. За века традиции и обычаи празднования накладывались друг на друга и переплетались, так что сейчас уже нельзя однозначно сказать, что, допустим, вот тот обычай – исконно русский, а тот пришел к нам от римского народа. Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние – это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа! Кому-то дарит подарки на Рождество Санта Клаус, приезжая из Лапландии на оленях, а к кому-то на тройке лошадей приезжает Дед Мороз, но этот обычай объединяет многие страны. Автор Татьяна Арбенина. Часть третья. Клубочек. Главная. Стихи, Проза, Музыка, Фото, Живопись, Конкурсы. Клубочек в лицах Кафедра Велесова свирель Главная - Проза - Сергей Путин - Новогодоведение! Сергей Путин Новогодоведение Новый год, Новый год – праздник, который всегда с нами, любимый каждым едва ли не больше собственного дня рождения и 4 ноября. Праздник, пахнущий хвоей и мандаринами, припорошенный свежим, пушистым и плавным снегом; праздник красных носов, ледяных горок и оленей на дорогах; наконец, праздник салата оливье, особенно вкусного именно в волшебную новогоднюю ночь… Но что мы знаем об истории этого замечательного праздника? Уверен, что практически ничего. А от этого и праздник-непраздник, а просто данность. Желая исправить эту несправедливость (накануне торжественного события хочется вспомнить поговорку – любишь кататься, люби и саночки возить) – предлагаю вам, любезные моему сердцу читатели, слегка углубиться в историю и узнать интересные и полезные факты о праздновании Нового года. Тематика: праздничное, поздравительное, юмористическое. Автор. Сергей Путин, 2008 © Copyright: Истоки и Развитие Русской Поэзии, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|