Былинный Киев стоял на Дону?Былинный Киев стоял на Дону?http://www.proza.ru/2010/04/02/71 Но посмотрим, что пишет Виноградов (цитата длинная, но многое объясняющая): Но как быть с близостью Чернигова? Напомним, что как крупный город, столица княжества - Чернигов на Десне стал известен с 1021-1060 г., то есть через 20-60 лет после событий былины. При разделе уделов Владимиром 1 – Чернигова, как столицы княжества, среди них нет. И это понятно, кто бы стал выделять как удел город, стоящий в 85 верстах от центра империи, и являющийся крепостью, прикрывающей её с севера. Столицей Чернигов стал лишь после гражданской войны 1015-21 г., как центр владений Мстислава Владимировича, когда Мстислав разделил с Ярославом Русскую землю по Днепру. При этом новая граница прошла практически по самому Киеву как городу на Днепре. В такой ситуации для Мстислава резонно было укреплять и украшать пригород киевский. Хотя считается, что Чернигов с 10 в. центр епископства, иногда совместно с муромским, но Чернигов крещен только в 992 г. Б.А.Рыбаков пишет, что в Чернигове церкви строились с 1031-36г. А само княжество обособилось с 1060г., (при Мстиславе - Чернигов его столица в 1021-1036 г.), с 1097 г. – по 1503 г. –Великое княжество Черниговское. Вполне вероятно, что под его именем был еще один город… Судя по расстоянию от Киева и Мурома до былинного Чернигова – это Харьков. Хотя считается, что он основан в 17 веке, но тогда лишь возобновили крепость на посаде. В этом районе находились салтовские крепости с белокаменными стенами. Они существовали в 12 в. по рекам Донец, Уд, Можа, Оскол, Тихая Сосна. Крепость в Салтове (в 25 км. от Мурома и 41 км. от Харькова) возникла в 8 в. как центр дружинного войска, а в 1660 г. на старых белокаменных стенах воздвигли новую дубовую крепость в 7 башен. Плотность крепостей здесь была очень высока. Например в 1116 г. крепости Сугров, Шарукань (Торукань), Балин находились не далее 30 км. друг от друга. Всего в этом районе по Короче, Донцу, Осколу найдено множество городищ и 12 каменных крепостей, в том числе Дмитреевская на Короче (30 км. от Мурома), Нежегольская (25 км от Мурома) и Архангельская, которые археологи не изучали». Интересно, что другое название места рождения Ильи Муромца не Карачирово, а Караков - аналогично Харькову. «Определить время пути до Чернигова можно по былинам: Выходили мужички да тут черниговски Фактически, согласно былине в Чернигове не было княжеского стола или великокняжеского правления, а город управлялся населением - мужичками (мужами) черниговскими, как и Новгород. В отличие от него, Чернигов на Десне в 10-11 в. управлялся великокняжескими наместниками, с 11 в. собственными князьями. Как видно Белгородский Муром отвечает всем требованиям Мурома былинного. Он находится в дубравах у Корочи, дорога на Киев идет 500 верст по чисту полю и дубравам, соседствует с землями болгар и печенегов. Но мало того следует обратить внимание на то, что на этой территории в 8-10в. находилась салтово-маяцкая культура, связываемая с аланами и болгарами. Б.А.Рыбаков отмечает, что район донецких салтовских городищ вероятно в начале 9 в. (820е г.) вышел из состава Хазарского каганата и вошел в состав Руси, так как связь с Кавказом была потеряна из-за вторжения и господства в степях мадьяр. Причем в составе Руси этот район оставался и после, во всяком случае арабские купцы 9-11 в. считали его таковым. К тому же эта область считалась христианской в отличие от мусульманской Печенегии или Хазарии. Христианство у населения района Салтова появилось уже с 854 г. Историки до сих пор не могут договорится о том, как называлось достоверно выделяемое в Подонье раннесредневековое государственное образование. Можно считать доказанным, что это было Муромское княжество. Весьма интересно и само имя Ильи. Несмотря на кажущуюся обычность, заметим, что обычно оно на Руси, но за её пределами употреблялось лишь в иудейской (Элиа) и части тюркской среды (Илиас), т.е. приурочено к соседям Хазарского каганата. Это также говорит в пользу происхождения Ильи Муромца из района салтовской культуры. О том же говорит имя его крестного отца (принятое дома), в былине "Илья Муромец и Калин царь" Илья Муромец кладет здравицу крестному отцу: А й крёстному он батюшку в особи ну: Именно в районе салтовских городов и могли быть распространены имена Илья, Самсон , Самойло, в отличие от Владимира, Добрыни, Соловья, Микулы. То есть и имена героев былин подтверждают существование Мурома на Белогородчине. Итак, белгородский Муром найден, Чернигов-Караков-Харьков тоже. Но где же Киев, до которого Илья Муромец собирался доскакать до обедни? Ведь от Харькова до Киева на Днепре – больше 400 км пути по прямой, а там еще и леса, и реки… Это не меньше 10 дней пути. Но мы уже видели, что от Мурома до Чернигова за несколько часов добраться можно. Так где был Киев? «В 1889 году впервые в истории отечественного конного спорта был совершен дальний пробег в 2633 км из Дубны (бывшей Полтавской губернии) через Киев и до столицы Франции Парижа. Героем пробега был корнет 26-го Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев. Весь путь от Лубны (?) до Парижа он проделал за 33 дня, просидев в седле 339 ч 45 мин». «Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжении суток совершалось девять раз, оттого было всего девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы и обедня (литургия)». «Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба 3-го часа напоминает нам, как Господь в третий час дня по еврейскому счету времени, а по нашему – в девятый час утра был веден на суд к Понтию Пилату и как Св. Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба 6-го часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6-м часу дня, а по нашему – в 12-м». Если так – на всю дорогу у Муромца есть всего часов 7 или 56 км, даже если выехать в сумерках, около 5 утра. Но если раньше этого пересчета часов не было (уж слишком близко окажется Киев от Чернигова) – в его распоряжении до 13-15 часов хода, т.е. 120 км. Пожалуй, это – максимум, если не хочешь совсем загнать коня. Если прикинуть по-человечески и дать нашему герою встать с солнышком и позавтракать, то выезд часов в 7 утра – нормальное время. Ну, скажем, до 6 вечера – это 11 часов, 80-90 км. Прямо пойдешь – ничего примечательного… Но где же мы оказались? А в Чугуеве. Как раз 80 км проехали, между прочим. К обедне попали вместе с Ильей Муромцем. Но мы же в Киев хотели, или, как его называли в восточных источниках, Куйаба/Куйава или Кукийана, что соответствует др.-русск. Кыевъ и самоназваниюю киевлян «кыяне». Тогда и Кукийана – местность вокруг… чего? Кукийева – Кукуева? Стало быть, Чугуев – это былинный Киев? Хотелось бы верить. Тем более, что и христианство там появилось раньше, чем в днепровском Киеве, а былины трактуют Киев, как христианский город. Осталось понять, почему Муромец сделал крюк к Чернигову – но всегда ли прямой путь ближе? Ведь от Чернигова до Чугуева – прямоезжая дорога, идущая по гребню – ни бродов, ни топей, ни переправ: скачи посуху налегке! Теперь дело за историками.
© Copyright: Русь Изначалъная, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|