***
Рецензия на «Библейские пословицы» (Виолетта Костанова)
______Славная работа, Виолетта! - список библейских мудростей можно продолжить:))
Вношу свою лепту - т.е. фразы, которые часто употребляю в стихах и в жизни:
*
____К слову, - "Внести свою лепту", то бишь, внести посильный вклад.
Лепта - мелкая медная монета.
По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в хромовую жертвеннику, стоили гораздо больше богатых пожертвований! Поскольку вдова отдала все, что имела - упоминается этот эпизод в Ев Марка - 12,41-44
и Луки 21,1-4).
*
_______Неопалимая купина - символ вечного, непреходящего.
Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3,2).
Вспомнил об этом в стихах к Родине:
Очнется разум постепенно
От обморока смутных дней.
Летящий ангел непременно
Коснется Родины моей!
Пусть от его прикосновенья,
Загадочно и не спеша,
Из вязкой глины заблужденья
Восстанет русская душа.
И с яростной жестокой силой,
Рванется к выси голубой,
И миру явится Россия
Неопалимой Купиной.
*
______ Партийный лозунг: "Кто не работает, тот не ест."
"Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь"
(2-е Фее. 3,10).
*
______Метать бисер перед свиньями (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл).
В стихах у меня:
"Время метать пред Нуф-Нуфами бусины"
Это опят же Матвей (7,6) в оригинале русского перевода звучит так:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попали его ногами своими" . По церковнославянски жемчуг - бисер.
*
_____Нет пророка в своем отечестве.
у меня в иронических стихах:
"И нет в отечестве-порока:
Пророка царства и коня"
Это Лука: "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" ( 4,24).
И еще:
"Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем"
(Мат. 13,57; Марк. 6,4).
*
______ Вы отметили это изречение: "Око за око, зуб за зуб",
но его обычно трактуют неверно, поэтому остановлюсь подробней:
"Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20), а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21
Это - ветхозаветный закон, речь о степени ответственности за преступление:
Человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного! Ответственность несет конкретный виновник.
Закон этот имел важное значение, он ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть.
Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому современное толкование "око за око" как призыв к мести - ошибочно.
*
_____Не ведают, что творят. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23,34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: "Отче отпусти им, не ведят бо, что творят".
*
______Человек не от мира сего. Эта фраза Иоана:
"Вы от мира сего, я не от сего мира" (Иоан. 8,23)
Взята из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также:
"Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18,36) -
Этими словами Иисус ответил Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский.
Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
*
______Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8).
*
____Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7,1 ).
*
______Не хлебом единым. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны.
(Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной.
*
_______Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Это изречение из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13,24- 30; 36-43).
*
_______Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием).
"А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
*
______Первым бросить камень. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8,7)
Это слова Иисуса в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.
*
______Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению, Остап Бендер использовал в 12 стульях:).
"И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4). Орало - это плуг.
*
_____Плоть от плоти - это родственная близость, вообще сами эти слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама,
"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт. 2,23).
*
_____Нести свой крест - т.е. покорно переносить тяготы с судьбы.
Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).
А потом Господь простил разбойника казненного вместе с его сыном, поскольку
бандит раскаялся:
"Грешить и каяться
Удел на нравиться"
*
_______Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость.
Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
"Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания.
*
______Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
*
____Нищие духом. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5,3).
В настоящее время трактуется совершенно в ином смысле!
Типа, ограниченные люди, лишенные духовных интересов.
Ненене, здесь речь о МУДРОСТИ! - Это одна из девяти Евангельских заповедей блаженства.
Нищие духом - смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу и они,
по выражению Иоанна Златоуста - "смиренномудрие".
*
_____Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее).
"Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Ис. 28,16).
*
_____Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). НЕНЕНЕ! Здесь
искаженное понятие церковнославянского текста!
"Ложь конь во спасение, во множестве же силы свое не спасется"
Это(Пс. 32,17), что означает: "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею".
*
_____Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).
*
____Во главе угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117,22).
Это фраза многократно цитируется в Новом Завете
(Мат. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).
*
_____Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время).
ОЗНАЧАЕТ - "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру"
(Екал. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
*
_____Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца).
Я использовал в своих "Письмах к Сенеки":
"Воспряли, воспринял, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51,17).
*
_____Камень преткновения (препятствие на пути). "И будет Он ... камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8,14).
Это цитата из Ветхого завета, она часто цитируется и в Новом Завете
(Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
*
_____Всякой твари по паре - эти слова употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании, взяты они из истории о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8).
*
_____Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40,3).
Цитируется и в Новом Завете тоже (Мат. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
*
______Грехи молодости. "Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи!"
(Пс. 24,7).
*
_____Да минует меня чаша сия. - это слова из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне распятия. Он не хотел умирать:
"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия! - впрочем,
не как Я хочу, но как Ты" (Мат. 26,39).
*
_____Камня на камне не оставить - т.е. разрушить до основания.
"Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
*
Сан-Торас 26.08.2016 20:30 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
____Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).
_____Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). "А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Матф. 7,26-27).
*
_____Путеводная звезда -это Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность.
У меня в иронических стихах:
"И папертью вам дорога, да без тряски езда!
И да святится с лунного рогу Поцэводная в путь звезда"
*
_____Скрежет зубовный. "Там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12)
Это слова Иисуса об ужасах ада.
В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.
У меня в тексте:
"И перетер он сквозь скрежет зубовный
Весь путь свой греховный, весь путь свой духовный"
*
______Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке).
Эта фраза взята из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант
вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мат. 25,14-30). Слово "талант" - в первичном смысли мера веса серебра, но это слово стало синонимом выдающихся способностей.
*
_____Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим).
Это от (Луки 16,13) - "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нарежьте"
*
______Золотой телец (богатство, власть денег) Иль и Петров взяли в название
своего романа "Золотой теленок" - это слова из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32,1-4).
*
_____Служить маммоне - тоже часто употребляю - это знчт - чрезмерно заботиться о материальных благах - маммона - богатство:
"Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6,24).
*
Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.
*
__Злоба дня (актуальная проблема данного времени). "Довольно для каждого дня своей заботы" (Матф. 6,34). По церковнославянски: "Довлеет дневи злоба его".
*
______Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
*
_____Жнет, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). "Жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал" (Матф. 25, 24). "Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял" (Лук. 19,21).
*
_____Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18,12-13; Лук. 15,4-7).
*
_____Труба иерихонская - т.е. не в меру громко!.
Это из повествования об осаде иудеями города Иерихон, когда от звука священных труб и от крика рухнули стены города (Навин. 6).
*
_____Фома неверующий - так говорят о сомневающемся человеке.
На деле Апостол Фома, который не сразу поверил в воскресение Христа:
"Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25).
А потом Фома своей смертью ради веры Христовой, искупил все свои сомнения.
*
_____Содом и Гоморра - т.е. крайняя распущенность, или неразбериха.
Фраза взята из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал вместе с жителями за распущенные нравы. (Быт. 19,24-25).
*
____Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).
*
_____Фиговый листок - типа, поверхностного оправдания, либо лицемерное прикрытие чего-то постыдного.
Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева)
(Быт. 3,7).
*
_____Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!" (Еккл. 1,2).
*
_____Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15).
Остановился на этом чтобы уточнить, что сребреник - это древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам и напомнить, что Иуда раскаялся,
он повесился на осине.
*
____Тьма кромешная, это не ночь и темнота, как принято думать - конкретно
это символ ада.
"А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
*
______Умывать руки, что означает устраниться от ответственности.
Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
"Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24).
*
_____Глас вопиющего в пустыне. У Вас это выражение отмечено из Ветхого Завета
(Ис. 40,3). Оно еще цитируется и в Новом Завете по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв. (Мат. 3,3; Марк. 1,3; Иоан. 1,23)
*
______Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. "И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную" (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).
*
______Слово не стрела, а разит.
"Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка"
(Сир. 28,21).
Спасибо, Виолета, что дрогнули меня в эту тему:))
У меня от Москвы до Носа, почти сутки лета - половина в небе,
а высота, а сизая, стылая - холодная...
Цвет неба СИЗЫЙ с просинью, с белесоватно голубым
отливом, местами серосиний, с синевой и видел я в небе диких голубей
- сизые, с черными перевяслами по крыльям.
Экспромт на сизость:))
~<>~~<>~~<>~
Воровать бы, да снЕдать
До последнего дюймца
И деснице не ведать,
То, что делает щуйца.
Санто. поэма "Славяне"
*
В небе сизом - голубь сизый,
В сизо-облачных бессильях
Прошерстелый ветер бризом,
(С перевяслами на крыльях)
Тучи пересто ерошит,
Хлябь синеющую пушит,
Град хрусталиной горошин
Огорошивает души.
В сизой мгле безмолно дышит
Всемогущее безбожье -
Никого никто не слышит,
Никому никто не должен.
Довели до кровной распри:
Гуще яду - горше жало!
Нет добра! – Добро угасло,
Охолонув остужало.
Не ватажимся с былицей -
Все влеготку, только б голдить
Агнец рядится лисицей,
Словом истин не измовить.
_____ Да в этом стихо много старославянских слов оставлю пояснялы:
*Ватажиться - знаться, общаться, дружить.( славянский оборот)
*Былица - правдивый рассказ.( на старорусском)
*Влеготку - легко, свободно, без труда.( славянское слово)
*Голдить – золотить от англ.Gold (золотой)
*Десница и шуйца - правая и левая рука.( на старорусском)
*Перевясла - шнурок, которым снопы перевязывают.
*СнедАть - несколько значений:
1.- принимать пищу - есть.
2.- губить, уничтожать, мучить, терзать.
*
______Получил удовольствие от Вашего эссе, Виолета!
Но время мое вышло - пора на работу:))))
Сан-Торас 26.08.2016 20:02 Заявить о нарушении
Другие статьи в литературном дневнике: