Памяти Оскара

Филонофф: литературный дневник

"Оскар Питерсон производит впечатление человека бодрого и энергичного. Почти все его многочисленные альбомы заслуживают высокой оценки, а неудачных записей я как-то даже не припомню. Не сказал бы, что с большим рвением собирал его пластинки, тем не менее, перебрав однажды имеющиеся у меня пластинки Питерсона, я насчитал их больше пятидесяти. И это несмотря на то, что в 80-е годы, когда Питерсон перешёл под лейбл "Пабло", я практически перестал его покупать.
Когда я только начал увлекаться джазом, в джазовых кафе частенько можно было услышать такие популярные хиты Питерсона, как "The trio", "Night train" и "West side story". Это были зрелые записи первой половины 60-х, каждая из которых хороша по-своему. Слушая их сейчас, я в который раз убеждаюсь: в них есть стремление исцелить и успокоить душу без какого-либо намёка на снисходительное морализаторство. Тогда я чаще всего слушал концертный альбом "Something Warm", который , так же как и "The trio", был записан в "Лондон-Хаусе". Можно сказать, я знал его досконально. Это был замечательный альбом, на котором во всём, что ни возьми, будь то искрящиеся, стремительные пассажи, оглушающая волна массивного звука или сентиментальные баллады, ощущалась атмосфера величия в сочетании с полным набором чисто питерсоновских "штучек".
Однако, слушая более поздние вещи Питерсона, невольно устаёшь от перфекционизма в качестве исполнения. Эта тенденция усилилась с его переходом на лейбл "Эм-пи-эс" во второй половине 60-х. Не раз так и хотелось сказать: "Зачем же так из кожи лезть?". Если каждый день питаться одним удоном (прим.- яп. лапша, приготовленная из пшеничной муки), очень скоро есть вообще расхочется. То же самое и с Питерсоном. Считается, что с возрастом пианисты постепенно теряют присущее им мастерство, - но только не Питерсон, игра которого год от года становилась все совершеннее.
.....
Если брать одни только концертные записи Оскара Питерсона, то, в принципе, все альбомы, которые записаны с "JATP", заслуживают высокой оценки. Разумеется, в его игре в коллективе, равно как и в сольных выступлениях, всегда чувствуется большой потенциал. В "JATP" к тому времени играло немало солистов, лучшие дни которых уже миновали. Иногда попытки неутомимого и динамичного Питерсона как-то раскачать "ветеранов" заканчивались ничем, но в большинстве случаев ему всё же удавалось вселить бодрость в партнёров. Стиль Питерсона может кому-то нравиться, кому-то нет, и тем не менее было бы несправедливо недооценивать сверхчеловеческие заслуги этого человека. Ведь другого такого энергичного музыканта больше нет."
Из далёкой Канады пришло печальное известие. В воскресенье, на 83 году жизни скончался обладатель Ордена Канады - самой высокой награды страны, присуждаемой гражданским лицам, человек, чьим именем была названа площадь в финансовом районе Торонто, человек, день которого 22 июня празднует вся Оттава, обладатель 8 премий грэмми. Ещё он стал первым канадцем, которому при жизни была посвящена серия почтовых марок. Ушел из жизни великий джазовый музыкант Оскар Питерсон.
С его уходом закончилась эпоха Большого Джаза, эпоха свинга, эпоха драйва...


Цитата из Харуки Мураками "Джазовые портреты"



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.12.2007. Памяти Оскара
  • 22.12.2007. ***
  • 18.12.2007. ***