***

Валерий Романов Треф: литературный дневник

6 января Водокрес


Любомирская Лидия: литературный дневник


Силу Вещего понеси, река! Мудрость Вещего сохрани, вода! Здраву Вещего подари людям!
Водосвятие (Яр-Дана, Турицы Зимние, Окончание Святок, Водокрещи, Водокрес, Водосвяття.
Посвещены Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствуей 12-му месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, число 5 — Мокоши. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5.01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь — покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер и брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых колодцев и источников), может сохранить воду на весь год.
ВодоКрес - искра небесного огня Креса
ИЗ СВАРОЖЬЕЙ КУЗНИ ПАДАЕТ В ВОДЫ ЗЕМЛИ, НАДЕЛЯЯ ИХ ВОЛШЕБНЫМИ СИЛАМИ. КРЕС - КРЕСАЛО, ОГНИВО. Обряд Водосвятия - раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу. ВОДОКРЕС 6 января + 13 дней со смещением по новому календарю Христиане отмечают Крещение, превратив в него СЛАВЯНСКИЙ ВОДОКРЕС...
Электромагнитное излучение в определённые дни улавливается водой в океане, реке, а также водной средой нашего организма. Затем через каждые 27 суток вода превращается в "крещенскую”. Люди в эти дни, независимо от того, купались они в проруби или нет, становятся спокойнее, более взвешенно относятся к своим поступкам. Такой водой хорошо умываться, а поскольку вода на планете существует еще в газообразном состоянии, всем нам становится легче дышать в эти "особые” дни солнечного 27-дневного цикла.»
Водокрес — день, когда освящаются священным огнем новорожденного Солнца все Воды Матушки-Земли…День, когда Искра Небесного Огня (Креса) из Кузни Семаргла Сварожича падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Негативная информация, которую вода набрала за год, обнуляется — и вода снова становится первозданной, чистой, целебной…
Водокрес-водокрес упал с небес и воскрес,
Огонь-бытюшко, Вода-матушка,
Семаргл — месяц ясный, Купальница — волшебница,
Да подружки-русалочки, да всяк звери да птицы,
Рады праздничку кресному, да чудесному.
Вы же, дети Сварожьи, вы же, дети Дажьбожьи,
Вы ж, Перуновы воины, да девы Ладины,
Становитесь-ка в круг, да в звездный круг,
Что рассыпался вкруг небесных чертогов.
Подарите ж Боги светлые вашим детушкам,
Широту небес, да звезды ясные,
Чтоб очаг родной и во тьме не гас,
Чтоб дороженьки в терема, да сады вели,
Чтоб красны девицы, да молодцы друг друга нашли,
Чтобы наши детушки, да стариньки в тепле, да добре жили.
Водокрес-водекрес, упал с небес и воскрес.
Огонь-батюшко, Земля-матушка,
Велес – отец наш, Макошь – судьба наша,
Боги Сварожьи, внуки Дажьбоговы,
Собирались в круг, что рассыпался вокруг,
В эту звездную ночь, в ночь волшебную.
Если Вы еще не пришли в норму за время последних затмений — это Ваш шанс =) . Очистится, убрать весь накопленный негатив, энергетические и физические блоки в теле. Купание в проруби в этот день смывает все негативные привязанности, снимает всю грязь (не только физическую, но и ментальную, энергетическую), заряжает энергией и бодростью на весь год.
Наберитесь смелости, не пожалейте времени — окунитесь в этот день в ледяной водичке, смойте с себя все лишнее и пусть благость женской энергии Воды будет с Вам весь следующий год, принося Вас красоту, молодость, привлекательность и удачу!
Источник
- See more at: http://shuwany.ru/2013/01/6-
http://shuwany.ru/2013/01/6-января-водокрес/



Вещий Праздник Водокрес является сакральным событием - завершающим Красные Святки.



Название Праздника Водокрес (Крес* Воды) - буквально означает Оживление Воды. В этот день можно наблюдать - как колышется вода в проруби и колодце (что, по всей видимости, связано с активностью Земного Поля). По христианскому представлению это явление связано с тем, что в ночь с 5 на 6 января в воде купается сам Иисус Христос (что, является гораздо большей загадкой для науки - учитывая тот факт, что второго пришествия ещё не было). В русском язычестве значение этого Праздника заключается в пробуждении богини Лады (Божественного Духа Воды, возбужденного столь же божественным - Земным Полем).



В обрядовой части Водокреса надлежит отметить особую значимость Чура (магической черты, на грани которой принято ставить Капища) - линии, которая чертится на снегу, либо льду (в случае купания) в полном молчании. Во время обряда, сакральным является переход за эту черту - которая служит выходом из Красных Святок и входом в Новое Время. Именно в этот день завершается празднование Нового Года, и можно проводить последние Колядования (новогодние гадания).



Желающие искупаться в этот день должны помнить, что купание в Крёсной Воде может служить Оберегом не только здоровью, но и болезням. Поэтому, не следует купаться тем - чьё здоровье оставляет желать лучшего, ибо Крёсная Вода способна «закалить» и сами болезни. Лучшее из применений Крёсной Воды - является применение таковой в качестве оберега во время обрядовых действ. А также Водокрес - это единственный день в году, когда можно стирать родильную рубаху (рубаху-оберег, подаренную на рождение ребёнка). Поэтому, этот день прекрасно подходит для стирки любого белья.



Благодаря Празднику Водокрес в настоящее время бытует обычай ставить свечи на торт именинника - аналогично тому, как устанавливается свеча, символизирующая рождение Нового Года - на Сочельник (обрядовую лепёшку на Водокрес и второе название этого Праздника).



Крес*



В ряде случаев интерпретации Русской Народной Традиции, полагается, что слово Крес (Крёс) связано с Огнём, что является типичным заблуждением в силу неверного толкования этого понятия со стороны «профессиональных историков» и прочих самозваных «волхвов». Чаще всего это заблуждение связано с переосмыслением понятия кресало - полагая, что этот синоним огнива передаёт и аналогичное значение самого слова, в то время как это слово связано с понятием явления (появления) искры. Другим примером явления искры или блеска может служить крёстное (или крестное) знамение по определению означает явление света от звезды (а не креста). В виде креста (отнюдь не всегда) может быть только сам блеск звезды. Также дело обстоит и с понятием Крёстный (в обиходе Крёсный, всегда через букву ё) - звание «Оживляющего» во время Крёса (языческого обряда, послужившего примером для христианского обряда крещения). Равно как и сам христианский крест - даже являясь распятием, служит символом именно Воскрешения. Слово Крес является и корнем понятия крестьянин - обозначая тем самым отнюдь не крещёного (которым вполне может быть и крестьянин), а именно живущего или просто живого человека. Есть такая народная поговорка, которая гласит: «Не бывать на кресу», что означает - не оправиться, не властвовать, не исполнить воли своей (т.е. не выжить, не жить).



Слово Крес (как и воскрешение с Христом) связано не только с Огнём (который воскресает при каждом новом явлении искры), но и с Водой (особенно на Водокрес), ибо даже христианское крещение производится посредством Воды. Поэтому в христианских воззрениях Воскрешение свойственно не только Христу (Воскресшему) но и Воде - на Водокрещи (которые естественно взяты из язычества, от русского Крёса Воды). Языческий же Обряд Крёс, осуществляется как через Воду, так и через, Воздух, Землю и конечно же Огонь (который - безусловно, доминирует в Русском Язычестве над всеми Стихиями, но не является синонимом слова Крес).
Водокрес – Щедрец – Турицы Зимние



ВОДОКРЕС – Святодень, завершающий Святочные бесчинства. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса*) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.



В пору двоеверия на Руси 6 сеченя/января отмечали Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении» Иисуса в водах реки Иордан** в Палестине.



** Отсюда в пору двоеверия пошло название «иорданей» — прорубей, в которых купались на Богоявление.
Водокрес (6 сеченя/января-месяца)



I. Общие сведения



1. Водокрес (Водокрещи) — один из Велесовых Святодней года, последний день Святочных бесчинств, отмечаемый 6 сеченя/января-месяца. Пора, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых Святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.
2. И.П. Сахаров в своих «Сказаниях русского народа» ещё в XIX в. писал: «Водокрещи — слово старое, осталось только между поселянами Московской, Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают:



1) Время. «От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет семь недель с половиной».



2) Праздник — когда совершается на реках св. водосвящение». Ср. также укр. Водохрищі, Водосвяття. Тот же Сахаров приводит старинную украинскую поговорку о «трескучих» Крещенских морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».



3. В этот день на Родноверческих Капищах, а также на берегах водоёмов, у специально прорубленных во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников совершают обряд Водосвятия. Раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу.



4. После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окруте (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время Велесовых Святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых.



5. По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной.



6. Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.



7. Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова: Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть — Станут пожар тушить: Не гори — раз! Не гори — два! Не гори — три! Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор: Духи Предков стоят — Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко! Гой!



8. В народе верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. Существует легенда, что о сию пору сам Чернобог, обернувшись Нищим Странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет Ему ковшик — вместе с водой отдаст Ему свою Долю…



9. Человек, прошедший на Водокрес обряд очищения (в том числе и «раскрещивания»), может навсегда избавиться от всякой скверны, сбросить с души тягостный «груз» и открыть для себя в жизни новый Путь, ведущий к Мудрости, Силе и Здравию, который завещали нам Предки…



***



О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов...



Иной смысл и название последнего дня святок - Щедрец, он знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие (от санкритского - рождать). Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют:



«Щедрый вечер! Добрый вечер!»



Хозяева спрашивают:



«Кто идёт?»



«Бог!»



«Что несёт?»



«Пирог!»



Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:



«Щедрик-ведрик, дайте вареник.



Грудочку кашки, колечко колбаски.



Матушка-сударушка, подай пирожка,



Не подашь пирожка, не родишь сынка.



А родишь девицу-расчерепицу,



Ни шить, ни ткать, помелом махать.



Одари, государь, колядовщиков!



Наша коляда ни рупь, ни полтина.



Наша коляда всего пол-алтына!



Коляда пришла, вам здоровья принесла.



Ой, Коляда, Коляда!



Мы пришли прославлять, да хозяев величать.



Да хозяину сотню лет прожить.



А хозяюшке многоздравьице.



Вашим детушкам: сыновьям, дочерям.



Девяносто быков, полтораста коров.



Надели вас бог житьём и бытьём.



И житьём, и бытьём, и богачеством!»



Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:



«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.



Разрази их, Перун-батюшка!



Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.
МАТЕРИАЛ С САЙТА:
http://agrorad.ru/threads/Праздник-Водокрес-Щедрец-–-Турицы-Зимние.1878/



© Copyright: Любомирская Лидия, 2015.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2014. ***
  • 21.12.2014. ***
  • 20.12.2014. ***
  • 19.12.2014. ***