Преподобный Зосима

Рафаил Кадыров: литературный дневник

Просты, но убедительны были наставления и рассуждения отца Зосимы: "Чем, как не безумием и ослеплением, - говорил он, - можно назвать то, что Божий заповеди, и легкие, и приятные, и утешительные, нелюбим и не исполняем, а диавольские внушения, и мучительные, и тяжкие, и горестные, охотно исполняем? Вот размыслите: быть в любви святой утешительно и радостно, а в смущении и во вражде, и в зависти и мучительно сердцу, и весьма горестно. Быть нестяжательным значит не иметь никаких попечений и печалей, а чтобы обогащаться, сколько надобно хлопот, беспокойства, ответственности! И сколько против этого зависти и разных бед и скорбей! Когда живешь в чистоте и целомудрии, то как мирна совесть и какое бывает в душе утешение от милости Божией и от людей похвала и уважение, а впавших в развращение преследуют обличение совести, и разные неприятности, и поношения, и стыд. Имеющий смирение и Богу и людям любезен, и все с ним бывают в мирном и дружелюбном обхождении, а гордый и презорливый всем неприступен и тяжек и ни с кем не может быть в искреннем дружестве, не может самолюбивое, надменное сердце его ощущать никакого чистого, сердечного утешения. Помыслите еще: что легче - уступить ли обидящему или ссориться и драться? Что лучше: быть ли молчаливу и скромну или много говорить и быть дерзку? Что полезнее: быть ли всегда в умеренном воздержании или объедаться и опиваться? И простой ли пи щей довольствоваться, которую без излишних забот можно иметь по милости Божией, или стараться неусыпными хлопотами и ласкательствами около богатых снискивать удовлетворение мамоне? Скажем для примера: один употреблял хорошую пищу, а другой простую, и оба, насытившись, перестали есть. Теперь вопрос: когда прошла минута ядения, чем пер вый счастливее последнего? Напротив, последний, вероятно, и здоровее, и крепче, и трезвее, а первый сколько хлопотал, беспокоился для гнусных последствий и неминуемых болезней! Еще посмотрите на примере: один носит одежду простую, недорогую, а другой - драгоценную и щегольскую. Кто из них бо лее спокоен и свободен? Богатая или красивая одежда есть не что иное, как тяжкие оковы не только душе и уму, но и самому телу. Садясь, надобно остерегаться, чтобы не замарать, не смеешь ни прилечь, ни прислониться, чтобы не измять, все должно думать о платье, чтобы его не испортить, и как не тяжко и не скучно в такой неволе!? А в простом платье без забот можно заниматься и трудиться во всяком деле, а утрудившись, свободно можно полежать и посидеть и на лугу, и на земле, и как случится, и не обращая мысль на одежду, можно весь ум занять лучшими и достойнейшими предметами, нежели платье. И так видите, что Господь требует от нас всего того, что и в этой жизни и легко, и приятно, и свободно, а в будущей заслуживает вечное благо. Диавольское же и здесь все мучительно, и тяжко, и трудно, и в вечности готовит горькую участь. Вот какое бесчувствие и злонравие наше! Божие легкое и доброе оставляем, а диавольское трудное и неприятное любим и исполняем. Итак, справедливо правосудный Господь наказует за это, но еще счастлив тот, кого по милосердию своему наказует в этой жизни, а не блюдет на день Суда."



Другие статьи в литературном дневнике: