Гений математики

Архив Тимофеевой: литературный дневник

Он мог подсчитать секунды за полтора года за две минуты - в уме - пока был рабом, неграмотным и никогда не ходил в школу.
Его звали Томас Фуллер, хотя история также помнит его как "негра Тома" и "Вирджинского калькулятора".


Родившийся в Африке около 1710 года - на территории нынешнего Бенина - Томас был похищен и отправлен в качестве раба в Америку в 1724 году, когда ему было всего четырнадцать лет. Следующие 66 лет он провел в рабстве на ферме в Вирджинии, работая на полях от рассвета до заката.


Он так и не научился читать. Он так и не научился писать. Он так и не получил официального образования.
Но Томас Фуллер обладал одним из самых выдающихся математических умов, когда-либо зарегистрированных.


В конце его жизни, когда ему было уже за 70, до двух участников кампании против рабства по имени Уильям Хартшорн и Сэмюэл Коутс дошли слухи о порабощенном человеке с невероятными навыками вычисления. Скептически настроенные, но любопытные, они отправились на встречу с ним.


То, что произошло дальше, было задокументировано доктором Бенджамином Рашем, отцом-основателем и известным аболиционистом, который опубликовал свой отчет в 1789 году.


Тесты, которые они провели с Томасом Фуллером, заставили бы задуматься каждого, у кого были бумага, ручка и время. Он проделал их в уме за считанные минуты, хотя был стар и измучен десятилетиями труда.
Первая задача: "Сколько секунд в полутора годах?"
Томас закрыл глаза. Его губы слегка шевелились, когда он подсчитывал. Примерно через две минуты он ответил: "47 304 000".
Правильный.


Второе задание: "сколько секунд прожил человек, которому 70 лет, 17 дней и 12 часов? "
Для этого расчета требуется учесть обычные годы, високосные годы, дни и часы - перевести все в секунды и сложить все вместе. Человек с бумагой и ручкой может продержаться 15 минут.
Томас ответил за 90 секунд: "2 210 500 800".


Один из джентльменов, который подсчитывал с помощью бумаги и ручки, сказал Томасу, что он ошибся; число было слишком большим.
Томас немедленно ответил: "Остановитесь, учитель, вы забываете о високосном году".


Когда они добавили секунды из високосных лет, их письменные расчеты в точности совпали с мысленными расчетами Томаса.
Третья задача: "предположим, у фермера шесть свиноматок, и у каждой свиноматки в первый год рождается по шесть поросят-самок, и все они увеличиваются в процентном отношении в течение восьми лет - сколько свиноматок тогда будет у фермера? "


Это экспоненциальный анализ роста - тот вид математики, который требует понимания геометрической прогрессии. Через десять минут Томас ответил: "34 588 806".
Снова идеально.


Доктор Раш отметил, что решение этого вопроса заняло больше времени из-за того, что Томас изначально неправильно понял формулировку, а не потому, что вычисления были для него более сложными.


Хартшорн и Коутс были поражены. Это был человек, который никогда не изучал математику, который не умел читать цифры на странице, который провел 66 лет, работая на крестьян, - и он мог превзойти опытных математиков только своим умом.
Но больше всего их поразило другое.


Несмотря на свои 70 лет, седину и признаки старения и истощения, Томас, тем не менее, проявлял сообразительность. Они предположили, что в молодости, когда десятилетия принудительного труда еще не истощили его, его навыки были еще более выдающимися.


Когда мистер Коутс заметил, что это трагедия, что Томас так и не получил образования, равного его гению, Томас ответил словами, которые проникли прямо в сердце:
"Нет, учитель, лучше, чтобы я ничему не учился, потому что многие ученые люди - большие дураки".


Подумайте о том, что раскрывают эти слова. Это был человек, который понимал свою гениальность, который понимал, что формальное образование и настоящий интеллект - не одно и то же, который сохранил свое достоинство, несмотря на то, что был порабощен и лишен всех шансов.


Томас Фуллер умер в 1790 году в возрасте около 80 лет - все еще в рабстве, все еще на ферме в Вирджинии.
Но перед смертью его история обрела важную цель.


Аболиционисты, такие как доктор Бенджамин Раш, использовали Томаса Фуллера в качестве живого доказательства против расистской лженауки своей эпохи - утверждений о том, что африканцы были интеллектуально отсталыми, что рабство было оправдано, потому что порабощенные люди не могли справиться со свободой или образованием.


Вот неоспоримое доказательство: человек, похищенный из Африки, лишенный образования, работавший до изнеможения, тем не менее обладает математическими способностями, которые конкурируют с университетскими учеными или превосходят их.


Никто не мог оспорить его гениальность. Никто не мог объяснить это.
Призрак Томаса Фуллера был даром, который рабство пыталось похоронить, но не смогло полностью скрыть.


Сегодня мы чествуем его не только за его расчеты, но и за то, что он олицетворяет: бесчисленные блестящие умы, похищенные рабством, гений, который выстоял, несмотря на все попытки подавить его, человеческий потенциал.


Сколько еще было Томасов Фуллеров? Сколько замечательных умов погибло в рабстве, так и не найденных, так и не задокументированных, так и не получивших шанса показать миру, на что они способны?


Мы никогда этого не узнаем. Но мы знаем, что по крайней мере один из них был.
И звали его Томас Фуллер - человек, который мог рассчитать 47 миллионов секунд за две минуты, который никогда не забывал о високосных годах, который знал, что мудрость и формальное обучение - не всегда одно и то же.
Калькулятор из Вирджинии. Негр Том.


Но прежде всего: Томас Фуллер, математический гений, доказавший, что гениальность не может быть порабощена - даже если это тело.


Томас Фуллер (около 1710-1790 гг.)
Интеллектуальный калькулятор. Математический гений.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.11.2025. Гений математики