День вечно живого хаоса.

Архив Тимофеевой: литературный дневник

9 ноября в мире отмечают один из самых необычных праздников – Chaos Never Dies Day,


Хаос – это принцип жизни большинства людей. Беспорядочность мыслительного процесса, неконтролируемое потокосознание, спонтанность поступков, сделанных под влиянием переживаний, поведение в состоянии эмоционального возбуждения – это то, что превращает нашу жизнь в хаос.


Последствия таких процессов приводят к тому, что основоположник теории хаоса Эдвард Лоренц назвал «эффектом бабочки»: «Взмах крыла бабочки в Айове вызывает цепочку событий, которые, нарастая, приводят к возникновению урагана в Индонезии».


Человеческий социум – сложная система. Одно, даже самое незначительное, действие может привести к сложным и непредсказуемым последствиям. Маленький помысел, возникший в голове тирана, становится трагедией для миллионов людей. Да и сам тиран стал таковым в результате множества мелких и малозначащих событий личной биографии.
Духовный космос


Антоним хаоса – космос (др.-греч. «порядок»). Упорядоченность духовной жизни – важнейшая составляющая нашего спасения. Дорога в Царство Небесное – это путь от дьявольского беспорядка тьмы над бездной к красоте вечно сияющего духовного космоса, в центре которого находится Бог.


Душа христианина вращается вокруг Творца по орбите ПОКОЯ, т. к. ясно и зримо постигает Христа в своем сердце. Из этого покоя рождается БЕЗСТРАСТИЕ, поскольку благодаря опытному знанию Бога подвижник уверен в том, что все события его личной биографии – это пункты Божьего плана спасения. Поэтому он не бегает от боли жизни, а принимает ее всю ради очищения души.


Промысел Божий не хаотичен, а космичен. Безстрастие приносит плоды духовной МУДРОСТИ, которая есть отражение в зеркале души предвечной мудрости Святого Духа. Поскольку мудрость всегда мирна, то и пространство космоса души наполнено УМИРОТВОРЕНИЕМ.


Среда, наполняющая это пространство, именуется БЛАГОДАТЬЮ. В ней душа обретает преизобильный мир, покой и тишину. В ней уже нет места гневу, злобе и ненависти. Христианин, живущий в духовном космосе, всегда МИЛОСТИВЫЙ.
Бездуховный хаос


Нет ничего более чуждого духовному космосу, чем декартово «cogito eggo sum» (лат. «я мыслю, значит, я существую»). Человек, живущий в хаосе потокосознания, изгнанный из космических глубин рая, обречен искать утешения в доказательстве собственного бытия. Делая ставку на мысль, он удаляется от своей сути, низводит себя до «понятия», не имея возможности прямо и непосредственно переживать красоту и глубину своего духа. Хуже того, он низводит и Самого Бога до понятия «вещи в себе», такого же «объекта», какими являются и прочие ограниченные конструкции его разума.


Но потеряв в хаосе самого себя, человек не утратил врожденную потребность почитания Бога. Вследствие чего люди стали придумывать для себя рукотворный рай и лепить из своих мыслей идолов, принося им кровавые жертвы. Утратив истинную духовность, человечество начало создавать мистику лживую, ставя на место Бога нацию, идею, идеологию и т. п.


Всенародное поклонение этим идолам рождает в массах мистический трепет, на почве которого вырастает тоталитарный режим. Этот фальшивый энтузиазм и есть настоящий «опиум для народа», убивающий в людях совесть и оправдывающий любое злодеяния в настоящем ради «светлого будущего».


«Сначала мы собираемся прийти в рай через кровь. А потом выясняется, что нужно постоянно проливать кровь, ссылаясь на грядущий рай, ибо только в этой точке ситуация обретает стабильность. И хоть такая стабильность инфернальна, зато само инферно (с итал. – «ад, преисподняя») весьма устойчиво и дает до девяноста процентов отката».


В. О. Пелевин «Путешествие в Элевсин»


Как найти свое место в духовном космосе


Для того чтобы в душу пришел космос, нужно упорядочить свой хаос. Для этого надо выявить причины внутреннего беспорядка. Мир, каким мы его видим, есть отражение нашего собственного «я». Грешник видит всех грешниками, праведник – праведниками, святой – святыми. Для порочных весь мир порочен, для благодатных – благодатен. Духовная жизнь – это жизнь духа, а не эгоизма, которая возможна лишь тогда, кода мы оставим свои земные привязанности.


«Забери из мира свое сердце и верни обратно в сердце ум, запутавшийся в мире. Все остальное сделает Бог».


Старец Симон (Безкровный)


То, что от Бога, всегда рождается только в сердце и никогда себя не навязывает силой. То, что от дьявола, рождается в голове, насилует волю и вносит в душу смущение, путаницу и неразбериху. Эти два пути нужно учиться различать, потому что от правильности выбора зависит вся наша дальнейшая судьба. Космос живет в нашем сердце, а хаос бурлит в нашей голове. Поэтому и молиться нужно не в голове, а в сердце, там, где находится место духовного света. Постоянно приучай себя мягко, благоговейно, с великой любовью, покаянием, радостью, простотой повторять: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».


Только в любви можно забыть о мире и его проблемах, потому что наше духовное сердце рождено для любви. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Лишь такое сердце может молиться о всем мире, охватывая его целиком со всеми людьми и народами. Через такие сердца Бог продолжает приходить к страждущим и усталым людям, помогая решать их проблемы и устраняя искушения. И так будет до самых последних времен, пока есть в сердцах благодать и пока есть в людях доброта, любовь и покаяние.


Любовь к Богу быстро приводит ум в сердце. Умом любовь понять невозможно, ее можно только ощутить сердцем. Любящему Бога невозможно остаться с пустыми руками. Милость Божия – это и есть благодать любви. Вся она принадлежит тем, кто научился пребывать в Божественной любви.


Ум не навязывается стать нашим тираном. Мы сами позволяем ему сесть нам на шею. Старец Симон (Безкровный) учит:


«Не принимай и не отвергай его (ум), просто не обращай внимания на его проделки, и он отстанет от тебя. Больше будь занят молитвой, а за мыслями без всякого страха наблюдай как бы со стороны, не позволяя себе отвлекаться на них. Тогда в сердце останется только Христос и Его святая благодать».


Все, что держат наши руки, все, к чему привязался наш ум, уйдет. Однако мы все равно боимся. Страх – препятствие как для спасения, так и для пребывания в любви. Страх – это недоверие к Богу, Его промыслу и заступничеству, забвение памяти Божией. Верующий человек знает, что Господь все мудро предопределил. В нем нет страха ни перед какими обстоятельствами, потому что он держится сказанного Христом: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36).


«Искушение всегда вызывает страх. Однако умираешь ты или продолжаешь жить, всегда доверяй Богу, помня, что Он всегда пребывает с тобой и в тебе, и только Бог может избавить тебя от искушения. Человеческими усилиями не избавиться от искушений. Поэтому не спеши бросаться, сломя голову, на борьбу с ними, оставь их на волю Божию. Постарайся без страха, не полагаясь на свои силы, просто наблюдать за тем, что происходит, не придумывая варианты для устранения искушения. Тогда ты сам увидишь, как близка помощь Божия, и как мудро Он вразумит тебя и поможет правильно действовать в любой обстановке. Что бы ни происходило в твоей жизни, помни, что только безстрастие даст тебе возможность свободно проходить через все искушения. Оно преображает всякое искушение, принося покой в сердце и умиротворение в душу. Тогда любое искушение становится причиной обретения Божественной благодати и стяжанием спасения. Корень безстрастия – покаяние, его ствол – смирение, а крона древа спасения – благодать Божия».


Старец Симон (Безкровный)



Другие статьи в литературном дневнике: