Илахим - из диалога с автором Стихиры

Архив Тимофеевой: литературный дневник

И о властях, которые словно с тех, у Исаии, списаны:


Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (5.20)


Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? (3.14-15)


Пожалуй, самый актуальный и сильный отец церкви - Сальвиан, О мироправлении Божием.


3.2 К нашим грехам мы добавляем то, что, хотя мы виновны во всех отношениях, мы все же считаем себя чистыми и святыми. Таким образом преступления нашего беззакония усугубляются ложным предположением о праведности.


1.2 В свое время магистраты были бедными, а государство богатым, а теперь богатство чиновников делает государство нищим. Я спрашиваю вас, какое безумие или какая слепота заставляет людей думать, что частные состояния могут уцелеть в условиях нужды и нищеты государства?


3.9 Что еще я могу сказать? Это тяжелое и прискорбное обвинение, которое я должен предъявить: самой церкви, которая должна стремиться умилостивить Бога во всем - что еще она делает, кроме как возбуждает его гнев? За исключением очень немногих людей, которые избегают зла, что еще представляет собой все собрание христиан, как не самые порочные отбросы ?


3.10. Давайте оставим без внимания тех людей, которые несут большую вину, и спросим богатый человек или знатный человек сохраняет свою невиновность и сохраняет свои руки чистыми от всякого рода преступлений? С моей стороны было бы глупо говорить обо всех - дай Бог, чтоб они были чисты от величайших! "Великие" люди, кажется, считают своей личной прерогативой совершать меньшие преступления как нечто само собой разумеющееся.


3.11 Поскольку с тех пор мы не видим практически никого среди всех христиан, ни одного уголка во всех церквях, который не был бы полон всевозможных обид и запятнан каждым смертным грехом, зачем нам обманывать себя именем христианина? Несомненно, наша вина усиливается этим священным именем, если мы опровергаем его своим поведением. Имя христианина усугубляет наши оскорбления против Бога, поскольку мы продолжаем наши грехи в самом лоне церкви.


4.4 И все же не только бедные, но почти все человечество страдает от этой тирании. Что еще представляет собой официальная карьера выдающихся людей, как не конфискация всей собственности их государств? Что еще представляет собой префектура некоторых людей, чьи имена я опускаю, кроме грабежа? Честь покупается немногими, чтобы расплачиваться за угнетение многих; что может быть более позорным или несправедливым, чем это?.. Мир перевернут с ног на голову, чтобы несколько человек могли прославиться; честь одного человека - гибель человеческого рода.


4.6 Ответ, я полагаю, очевиден: у рабов нет таких возможностей, потому что они наверняка воспользуются ими, если бы у них была такая возможность. Я верю в это, но не могу считать действия, которые я не считаю совершенными, совершенными. Какими бы бесчестными ни были его намерения, какими бы злыми ни были его желания, никто не подлежит наказанию за преступления, которые он не совершает. Принято считать, что рабы злы и достойны нашего презрения. Но, как бы то ни было, свободных людей благородного ранга больше упрекают, если они в своем более почетном положении хуже рабов. Отсюда неизбежный вывод заключается не в том, что рабов следует освобождать от ответственности за их проступки, а в том, что большинство богатых подлежит большему осуждению по сравнению с рабами.


Кто может найти слова, чтобы описать чудовищность нашей нынешней ситуации? Теперь, когда римское государство, уже вымершее или, по крайней мере, дожившее последний вздох в том углу, где оно, кажется, еще сохранило некоторую жизнь, умирает , задушенное узами налогов, как будто руками разбойников, все еще встречается большое количество богатые люди, бремя налогов которых несут бедные; то есть обнаруживается очень много богатых людей, налоги которых убивают бедных.


... Чтобы освободить богатых от их старых взносов, они добавили новое бремя бедным; они обогатили богатых, упразднив их малейшие обязательства, и сокрушили бедных, увеличив их очень большие выплаты. Таким образом, богатые стали богаче за счет уменьшения бремени, которое они легко несли, в то время как бедные умирают от увеличения налогов, которые они уже находили слишком большими, чтобы выдержать их. Таким образом, хваленое средство несправедливо возвысило одну группу и тем самым несправедливо убило другую


Илахим 11.03.2021 20:56 Заявить о нарушении / Удалить
4.7 Как только человек предпринял попытку улучшить себя, он встречает оскорбительное презрение худших людей, и, таким образом, все в какой-то степени вынуждены вести злой образ жизни, чтобы их нельзя было считать презренными.


4.13. Я знаю, что большинству людей кажется невыносимым, что нас называют хуже варваров. Какая польза от того, что это кажется невыносимым? Наше состояние становится еще более серьезным, если мы хуже их, но при этом настаиваем на том, чтобы верить в себя как в лучших. «Ибо, если человек думает, что он что-то, - сказал апостол, - когда он ничто, он обманывает себя. Но пусть каждый человек докажет о себе делом». Мы должны полагаться на наши дела, а не на свое мнение.


5.4 Кто не воспламеняется темной страстью злой воли? Чьи эмоции не включают зависти? Кто не считает чужую удачу своим наказанием? Кто не считает добро другого своим злом? Кто считает, что его собственное благополучие настолько велико, что он может желать, чтобы другим тоже повезло? Большинство людей в настоящее время страдают от странного и неизмеримого зла, поскольку для одного человека недостаточно быть счастливым, если это не сделает другого несчастным.


Нынешнюю ситуацию труднее вынести, поскольку многие подмяты немногими, которые используют общественные сборы для своей личной выгоды и конвертируют задолженность государственной казне в свою частную прибыль. Это делают не только высшие должностные лица, но и самые младшие в почти равной мере; не только судьи, но и их послушные подчиненные.


Ведь в каких городах, или даже в каких муниципалитетах и деревнях не так много тиранов, как куриалов? Тем не менее, возможно, они прихорашиваются своим титулом, поскольку он кажется титулом власти и чести. Разбойники обычно радуются тому, что их считают несколько более безжалостными, чем они есть на самом деле. Какое место есть, как я уже говорил ранее, где самая кровь вдов и сирот не истощается руководителями их государства?... Следовательно, ни один из них не застрахован, да и вообще едва ли кто-нибудь, кроме самых великих, застрахован от разграбления и разорения, этого всеобщего разбоя, кроме тех, кто под стать самим разбойникам. Дело дошло до такого ужасного состояния, до такого криминального состояния, что только нечестивец может считать себя в безопасности.


7.21 Судья наказывает другого за мелкую кражу, хотя сам он грабитель: он наказывает изнасилование, хотя сам виновен в том же преступлении; он наказывает головореза, хотя сам владеет мечом; он наказывает тех, кто ломает решетку и двери, хотя он сам разрушает города; он наказывает тех, кто грабит дома, хотя сам грабит провинции. Если бы это было верно только в отношении тех, кто занимает высокие посты и которым оказанная им честь дает некоторое право продолжать грабежи; еще хуже и невыносимо, что то же самое делают даже частные лица, то есть ранее занимавшие высокие должности. Однажды оказанная им честь дает им такое преимущество, что они могут навсегда сохранить законное право грабить...


Посмотри же, чего стоят судебные постановления, какую пользу мы получаем от постановлений, которые наиболее презирают те люди, которые исполняют их! Смиренные и кроткие вынуждены подчиняться, бедные вынуждены подчиняться приказам своих начальников, и если они не в состоянии повиноваться, их наказывают. В этом случае соблюдается то же правило, что и в отношении налогов: бедные - единственные, кто подчиняется государственным постановлениям, поскольку только они платят налоги.


8.1. Я думаю, нет, я уверен, что большая длина моих аргументов вызовет у многих отвращение, особенно потому, что они укоряют нашу порочную жизнь. Большинство людей желают похвалы, и никто не любит порицания. Хуже того, каким бы злым ни был человек, каким бы распутным он ни был, он предпочел бы получить ложную похвалу, чем справедливое порицание, и предпочитает быть обманутым насмешкой ложной похвалы, чем исцеленным самыми полезными увещаниями. Если это правда, что нам делать? Должны ли мы подчиняться воле нечестивых? Или если они хотят, чтобы им даровали хотя бы пустую похвалу, уместно ли произносить глупые и бессмысленные хвалебные речи? Конечно, мы должны учитывать, что люди чести не должны высмеивать даже тех, кто хочет выставить себя смешным, потому и они не должны хвалить лживыми фразами тех, кто жаждет украсить себя похвалой, какой бы ложной она ни была. Скорее нам следует высказаться, вослед пророку, который сказал: «Горе тем, которые выдают горькое за сладкое и сладкое за горькое».



Другие статьи в литературном дневнике: