Русский язык - иссякший родник?

Архив Тимофеевой: литературный дневник

Олег Маслов. Неиссякаемый Родник


О том, что русскому языку нынче угрожает серьезная опасность, не говорит только ленивый. Правда, после констатации этого факта филологи, лингвисты, писатели и проч. ученая и литературная братия все-таки сходится на том, что периоды культурно-языковой "встряски" и "смуты" бывали и раньше (вторжения в русскую речь грецизмов, галлицизмов и т.д.), но всегда, слава Богу,обходилось, а стало быть, и сейчас как-нибудь обойдется - язык выстоит, выдюжит и широкую ясную грудью дорогу проложит себе. Короче, всякий кризис - это этап развития.


Оправдан ли этот оптимизм? Мне положение дел видится не в столь радужном свете. Хочу поделиться соображениями, которые обыкновенно не принимаются во внимание.


По словам Плетнева, Пушкин и Дельвиг гордились тем, что родились в Москве, и утверждали, что «тот из русских, кто не родился в Москве, не может быть судьею ни по части хорошего выговора на русском языке, ни по части выбора истинно русских выражений».
Пушкин писал: «Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований». И еще: «Альфиери изучал итальянский язык на флорентинском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням . Они говорят удивительно чистым и правильным языком».


Итак, из этих пушкинских строк следует, что:


1. Подлинным носителем образцового языка является не абстрактный "народ", а некоторые его группы, сословия, прослойки.
2. Московская речь в XIX в. являлась образцовой.
3. Правильная русская речь - "стихийна", на страже языка стоит "русский дух", который пропитывает собой народную речь. Овладение языком посредством "образования" в общем-то выхолащивает его. Книжная культура обязательно должна подпитываться народной речью.


А теперь - что мы видим в настоящее время:


1. Среди современного русского населения нет ни одной группы, которая являлась бы носителем образцового русского языка. Язык всех групп населения одинаково беден, невыразителен, заражен ненужными иностранными заимствованиями и грешит против самого духа русского языка. Ни на одном базаре больше правильного русского языка не услышишь. Да что там, его не услышишь даже в литературных кругах.
2. Москва в силу известных причин больше не выполняет функции хранительницы образцовой русской речи, а на смену ей не пришел никакой другой город/регион.
3. Все русское население давным-давно пропущено через школы. В результате "стихия" языка безвозвратно исчезла. Если отдельные личности и выражаться правильно по-русски, то исключительно в рамках "литературного", "академического" языка. Дух языка больше не передается от поколения к поколению через живое общение.


Выводы, увы, неутешительны: очевидно, что русский язык больше не развивается, потому что его некому развивать. Началось его гниение, остановить которое невозможно из-за отсутствия в русском языке "духа живаго". Спасение возможно только в виде "ампутации" - удаления гниющих тканей (например, ненужных англицизмов и проч.), но и тогда дальнейшее существование русского языка - это существование калеки. Самое грустное, что на этом великом языке больше не будет написано ничего великого (не путать с умным - умная мысль всегда найдет средство для своего выражения, а вот время великой русской литературы прошло безвозвратно). После Бунина и Набокова ни один русский писатель не явил сопоставимого по виртуозности владения русской речью, не стал "языком нации".



Другие статьи в литературном дневнике: