София живаяБЛАЖЕННЫЙ ДИАДОХ, Ибо когда мы не бываем своими самим себя, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви своей примирил нас с собою… …ибо там скудость светлых помышлений облекает ум мраком неведения, а здесь обилие их не дает говорить… …ведение приносят молитва и великое безмолвие при совершенном беспопечении… Кто себя любит, тот Бога любить не может… Только вера, любовью действующая… Будем же в простоте ума плыть по водам сим… …искренно любить или веровать иначе, как если он не имеет себя самого осудителем себя. …слезы к слезам прилагает с великим благодарением…
…ибо глас Господень пресекает пламя (Пс. 28, 7) естества… Ум у согрешившего не погиб… …исповедуй с Апостолом говоря: не аз, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10)… Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего… …скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец. Однако ж не приходи от сего в смятение, но паче подвизайся против сего с терпением и получишь благодать. …плач противостоит духу растления. Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям. …представим Богу ум наш нагим… …ибо и о праздном и тщеславном слове, произнесенном по необученности языка, отдадим мы отчет… …падениями обуздывающего самомнение… Блажен, кто ненасытно ест и пьет молитвы и псалмы… Отчаиваться бедственнее, чем согрешать.
Бог-Слово, воплотившись, великую даровал благодать… …не иметь вредно, а иметь с пристрастием. …имел их так, как бы не имел. Ведь и больной телом не сладким почитает терпеть сечения и прижигания, или принимать чистительное; но убежден будучи, что без этого невозможно избавиться от болезни, отдает себя в руки врача, с уверенностью, что чрез эту малую предлежащую ему боль избавится от сильного внутреннего расстройства и долговременной болезни. Прижигатель же Иисус – Христов есть тот, кто причиняет обиды и вред. Бегущий от искушения спасительного, бежит от вечной жизни. …и не отреваю Врача душ, подающего тщеславной душе моей врачевство бесчестия… Никто не говорит о мне лжи, кроме хвалящих и ублажающих меня, и никто не говорит о мне истины, кроме укоряющих и уничижающих меня… …если гордость возвысится до небес, она низведена будет до ада. Крест Христов видим, о страданиях Его, какие претерпел Он ради нас, читаем каждый день; а сами ни одного оскорбления не переносим. …сколько страстей в душе, столько и господ. …по истине не заповеди тяжки, а злые пожелания наши. …так и демоны, если увидят душу покорной и легко принимающей злые помыслы, предают ее сему сатанинскому искусству, и не считают уже нужным сидеть подле нее, в уверенности, что ее самой одной достаточно к навету против себя… …начало обуздывания гнева есть – не говорить, пока продолжается гневное раздражение. ..решающийся творит добродетели, не должен думать, что тотчас преуспеет в них, потому что это невозможно, но пусть употребляет усилие и, хотя вначале дело его будет идти не совсем исправно, пусть не отступает от начатого, иначе не достигнет успеха, но пусть новые и новые употребляет усилия…
…смертью уничтожив власть смерти… …на сколько ум прилепляется к вещам мiра сего, на столько порабощается им… …чтобы себя самого считать причиной искушения есть свойство долготерпения. Благодать же молитвы, с Богом сочетает ум… Оставление прегрешений наших обретем в прощении братиям; ибо милость Божия к нам сокрыта в милостивости нашей к ближним. …и сделаемся чрез Него богами. Ибо для того Он и человеком сделался… …он бесчуствен бывает ко всему сотворенному, подобно как и чувственное око к звездам по воссиянии солнца. …ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. Изнуряй плоть свою гладом и бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве… Не предавай слуха твоего языку клеветника… (Загради уста клевещущему – в уши твои…) … когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом… Когда начинает ум успевать в любви Божией: тогда начинает искушать его и дух хуления, и внушает ему такие помыслы, каких ни один человек изобрести не может, а токмо один дьявол отец их. И сие делает он завидуя Боголюбцу, дабы, как измысливший такие помыслы, пришед в отчаяние, не дерзал он более воспарять к Богу обычной молитвою. Но от этого не получает лукавец ничего благоприятного для его цели; но делает нас более твердыми. Ибо будучи боримы и противоборствуя мы становимся опытнее и искреннее в любви к Богу. Меч же их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся (Пс. 36, 15)…
Тщеславие истребляет укрывание добрых дел… Заключи чувства посредством безмолвного уединения… Переноси терпеливо удары печальных и душераздирательных случайностей; ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление. Истребляют похоть злострадание и печаль… Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неисследима. Собеседование полезно только духовное, всем же другим предпочтительнее безмолвие… …всех же людей любит, кто не любит ничего человеческого. … ибо по сокровищу его бывают и помышления у него. Отрешись от матери страстей – самолюбия…самолюбие же есть телолюбие (или саможаление). Тебе повелено тело иметь рабом… Ум не перестает кружиться по предметам плотских сластей, пока, поработив себе плоть, не предастся созерцаниям. Свободным создан, и на свободу призван будучи… Огрубелым потребны страшные испытания; ибо без сильных болей они умягчиться не могут. …посредством произвольных себя умучений избегает непроизвольных мук. Непроизвольным болям Промышлением Божиим подвергается тот, кто не берется совершить покаяние с болями произвольными. Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие. …будучи лучшим, не давай власти над собою тому, что хуже тебя. …крепко запирай и память… В приболезненном труде и поте лица осужден ты снедать хлеб ведения. Постясь до вечера, не наедайся досыта…
Заповеди Христовы соблюдая, мы ничего тем не доставляем Ему, ни в чем не нуждающемуся, и всех благ подателю, но самим себе благодетельствуем… Всяк противящийся нам в исполнении заповедей Божиих, будь то отец, или мать, или кто бы то ни был, мерзок нам и ненавистен… …грех же, содеянный однажды, есть что огонь в тростнике, что камень катящийся с горы… …беспокоят страсти, и приступают к ней с бранью, не в нашей власти; но что замедляют в нас страстные помыслы и приводят в движение страсти, это в нашей власти… Откармливающий же тело без воздержания в еде и питии, измучен будет духом блуда. Нестяжательность и молчание – сокровище, сокрытое на поле монашеского жительства. © Copyright: Джон Ричардс, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|