Разговор по душам с моим другом Лёвушкой Либолевым

Рихард Мор 2: литературный дневник

Рецензия на «давний разговор о...» (Лев Либолев) http://stihi.ru/rec.html?2021/05/05/10594






КРАТКИЙ ОБЗОР довольно таки шаловливой эссейки — давний разговор о... (Лев Либолев) / Стихи.ру http://stihi.ru/2021/02/19/713 — цитирую оцифрованное пространство:




1. Написано в 2014-ом году по просьбе одной хорошей знакомой.


2. А нужна ли автору критика ?... Даже не критика, а просто оценка знающих людей. Не обязательно филологов-лингвистов, а просто тех, у кого с поэтическим/литературным вкусом всё в порядке. И беспристрастных к тому же. А то любят многие мэтры друг друга обгадить между делом.


3. Я лично смотрю в основном только технические косяки, стараюсь остальное не трогать. Это какбэ личное дело автора и читателя, и не нужно бы туда лезть. Мне не нужно. Исключения - сопли, розовые слюни, слезодавы, патриофигня с упором на берёзки-рябинки, Русь, веру и прочие ушибы мозга. Вот тут меня клинит, могу и нахамить. но это, как сказано выше, исключение из правил...


4. Что касается изданий, номинаций, лауреатств, членств... Чего-то ещё - лично мне пофиг. Причем сильно пофиг.
Зачем бренчать жестяными медальками и шуршать клозетными дипломами? Они же никого ни в чем не убедят. стихи/прозу покажи - это должно убеждать, что ты что-то можешь, умеешь, на что-то способен. Неважно, на каком уровне - читатель будет у всех. На вкус и цвет, как известно...


5. Бабочки летят на свет, пчелы - на мёд, мухи - на г....о. Ни тех, ни других, ни третьих переубедить НЕВОЗМОЖНО. И не надо пытаться это сделать.


6. Обещанный разговор по душам о технике стихосложения... Собственно - никаких конкретных рекомендаций, только размышления на тему. Мои личные, которые я никому не навязываю.


7. Можно сколько угодно спорить о том, какие стихи хорошие/плохие, или правильные/неправильные. Но толку не будет. Есть только один критерий. Для пишущего - а хотел бы я сам написать вот так? Если да - то стихи хорошие. Для тебя хорошие, не обязательно для других. Для читателя - торкнуло, или нет. Торкнуло - хороший стих. Даже если кривой и корявый, даже если полное гуано. Спорить бесполезно, кто и на что летит, я уже объяснял. Точка.


8. Теперь к делу. Я понимаю только рифмованные стихи: Белые - ещё как-то... но там хоть ритм есть, размер соблюдён. При этом есть верлибры, которые мне нравятся...
Нужно понять и принять простую истину - всё уже укра... написано до нас. Ничего нового мы не скажем. Но написать о старом, известном, по-новому можно. Техника на месте не стоит, она совершенствуется. Во всех областях. Почему стихосложение должно быть исключением? Стало быть - форма и содержание - это не разные составляющие, а конгломерат, единое целое на сегодняшний день.


9. Рифма - тут ВВМ уже всё сказал. но не все услышали/увидели. Маяковский заявил, что стихи надо “делать“. Написал даже статейку - “как делать стихи“. Говоря проще - первая часть - “вдохновение“ от Моцарта, но потом наступает право Сальери - “я музыку разъял, как труп“. Неприятно, но факт.


10. Итак по Маяковскому - не рифмовать одинаковые части речи в одном падеже и числе. То есть глагольные и прилагательные рифмы, особенно однокоренные, исключать, или сводить к минимуму. Стараться находить новые, небанальные варианты. При этом, если таковые (глагольные) уместны, то уметь ими пользоваться. Даже однокоренными.


11. со мною вот что происходит,
ко мне мой старый друг не ходит(с)


12. И попробуй поспорь. Стихи, и точка. Но я ими пользоваться не умею, поэтому избегаю полностью... Или почти полностью.


13. Второе - рифмуя слова, нужно добиваться максимального совпадения гласных/согласных в ударном слоге. Это не обязательное правило, но оно желательно. Технически это позволяет читать текст, не замечая чтения, как процесса. Слова идут сами, льются.


14. Третье - “стыки“ слов. кроме славноизвестных “КАКов“, УЖей, ВШей, есть ещё стыки на согласных, которые не выговоришь, не сломав язык. Есть знаменитые смещения ударений в словах “мОи“, “илИ“, “тОгда“, и т.д. боритесь с этими мелкими косяками, ибо озлобляют они немилосердно.


15. Четвёртое - логическая последовательность текста. Избегайте алогизмов. Писать о лете - запорошило снегом - это безобразие. На дереве колосилось? Цвиринчали журавли? ну вы поняли, не надо этого. Исключения - иносказание, метонимия и т.д. И последовательность - это способность провести нить повествования от начала и до конца текста. Не сбиться, не уйти в сторону.


16. Пятое. Не врите. Тут нема дурных, вам не поверят. Даже фантазия должна быть достоверной. Если пишете о том, чего лично не знаете, не пережили, не видели - не врите! Полистайте книги, почитайте хотя бы википедию. Нечего быть ленивыми. Соберите данные, овладейте предметом, и уж тогда... Да и то, осторожненько. Заметят враньё - не простят, а то ещё и... Не будем о грустном, да,


17. Последнее... Есть такое понятие как “эффект присутствия“. Это не просто “картинка появилась“, а текст тебя затянул. Тебе кажется, что написано о тебе и для тебя. А ты и не знал... Добивайтесь этого, ищите свой способ, свой голос, который уведёт читателя. Читатель должен “идти на звук“. Разумеется, не любой, а ваш читатель. Всем не угодишь, да и не надо. Помните правило - кто и на что летит. Выберите для себя - кому вы пишете, какой аудитории. И не ждите, что к вам придёт кто-то другой. А лучше - вообще ничего не ждите, просто пишите. Не ведитесь на похвалу, или на ругань. Пишите, и воздастся... Или не воздастся. Но это уже не важно...


© Copyright: Лев Либолев, 2021
Свидетельство о публикации №121021900713 




ВМЕСТО ЭПИЛОГА. Лёвушка! Тебе скучно? И ты решил позвать меня на огонёк? Тогда.., прости брат.., — сколько лет, сколько зим, а ты... — стал таким маленьким...((( Поэтому.., — не обижайся, буду хамом. Бо, сам понимаешь, невозможно разговаривать с школьником от поэзии, будучи пьяным академиком — и называть тебя: плута и школяра не иначе как мудрым мастером. Эт смешно, брат. Но
В любом случае — извини! Знаю, ты чересчур обидчивый. Так шо.., —
Можешь сразу же удалять эту рецу, брат — если я у тебя не в чулане... Боюсь, это самое логичное, что ты сможешь сделать. Ага.
Поехали.


СТАТИСТИКА ЭССЕЙКИ:


4270 (5088) символов; 799 слов; 17 абзацев (включая один левый 1 и один стихотворный 11).


КРАТКИЙ ОБЗОР АБЗАЦЕВ.


1. Ох, сколько времени прошло... Целых семь лет... Спасибо женщине! (Ох, мужики, мужики... Почему же вы всё время забываете, кто такие эти женщины...)
2. Упоминая филологов-лингвистов как специалистов стиха, Лёва, изначально признался в собственном невежестве.
Когда же, Лёва, заговорил о том как ругаются мэтры, признаться, он изрядно нас рассмешил. А вот за это ему спасибо!
3. Говоря о том, что интересует Лёву в критике стихов и как ему приходится с этим жить, он признался, что он — настоящий еврей. Не путать с полковником.
4. Четвёртый абзац дополнил третий.
5. Признаться, здесь, я совершенно не понял о чём, собсно, Лёва... Ну и лано!
6. Лёва — еврей!
7. Лёва — настоящий еврей!
8. Ох, Лёва, Лёва, какой же ты — дилетант. Говоря жжёще — и, — неудачник.
9. Ох, Лёва, Лёва... Твоя харизма безусловна. Но. Твоя харизма в вялотекучести, слабости, занудстве, глупости и, самое главное в твоём еврействе. Где,
Город твоего рождения, своего рода нонсенс, но — насколько же он харизматичен!))) То есть,
Лёва! — ну не тебе говорить о Маяковском. Ты — седан, а Маяк — внедорожник. Чуешь разницу?
Как почуешь, подумай и над тем, куда деть свои нелепые советы. И над тем, что ты — современный Сальери, который пытается, жалко, косить под Моцарта.
10. Маяковский идёт лесом, вместе с Лёвой.
11. Евтушенко?
12. Поспорить с чем, что Евтушенко умел пользоваться глагольными рифмами? Лёва, но эт не объяснение, это резонёрство. И дилетантизм. Опять же...
13. Ох, Лёва, Лёва, ну какой же ты... — дилетант-рифмоплёт!
14. Лёва, ну нафига повторять то, что триста раз повторено деревенщинами от поэзии? Ты ж, вроде как в кардебалете танцуешь... — так, нафига? Нафига ты говоришь чушь? Нафига ты эту чушь втюхиваешь младенцам?
15. И опять же, Лёва, ты — дилетант. И скорострел мысли, по совместительству.
16. Лёва, если посчитать, сколько людей тебя соплями сладючими измазали, то поверь мне, прежде всего не надо быть алогичным в собственных высказываниях. Для этого существуют стихи.
17. Ох, Лёва, Лёва... Беда с тобой! После того как ты столько надудел, — и без тебя уже! — собственный голос не появится ни у кого — из тех начинающих авторов, которые поверят твоим дутым словечкам. Бо,
Ещё раз повторюсь, ты тот ещё Сальери, в попытке изобразить беднягу Моцарта (да простит меня Амадей за этакое панибратство). И
Возможно думаешь, что и сам Вольфганг.
А это, Лёва, всегда диагноз: воспрепятствие любому голосу. Рубка его на корню.
Болото, для тебя — озеро. Море — лужа. А вода — из крана бежит. Вот, что такое твои нелепые поучения.
Хочешь критиковать — иди и критикуй. Но не пиши подобной лягушачьей чушни. Как минимум,
За это, Лёва, тебе должно быть стыдно. Подумай об этом. Если сможешь, конешно же...


С уважением,



Другие статьи в литературном дневнике: