водоросли. образ

Раймонис: литературный дневник

Тарковский, "Солярис" - пролог и эпилог:


Любимые образы Тарковского ассоциативны и созерцательны. Чуть заметно шевелятся водоросли в прозрачной глубине пруда в прологе "Соляриса"...


Первое, что бросается в глаза, - это зыбкость впечатлений от фильмов Тарковского. Возникает ощущение капели, прозрачной и неуловимой текучести воды, замедленного, тягучего ритма речного потока, исподволь меняющего черты будто бы неподвижной жизни. Как японские поэты были теми, кого они созерцали: деревом, упавшим осенним листком, лягушкой, жалобно квакнувшей в ночи, - так взгляд Тарковского растворяется в предметах и явлениях. Вещи сами начинают жить, дышать, переливаться гранями своего собственного бытия.


(из интервью А.Б. Галкина с оператором Вадимом Юсовым)



Он видел, как под закипающим приливом извиваются водоросли, истомлённо поднимая и колебля слабо противящиеся руки, задирая подолы, в шепчущих струях колебля и простирая вверх робкие серебристые ростки. День за днём, ночь за ночью, захлёстнуты - вздымаются - опадают вновь. Боже, они устали; и под шёпот струй к ним, вздыхают... Без цели собраны, без пользы отпущены: склонятся вперёд - вернутся назад: ткацкий станок луны.


(Джеймс Джойс, "Улисс")



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.04.2009. ***
  • 03.04.2009. водоросли. образ