Вспомнить Гурзуф

Татьяна Ши: литературный дневник

В Гурзуфе наблюдала за Любовью. Как она живёт, как двигается, как болеет и выздоравливает. Но не умирает. Здесь ей нельзя умереть: слишком мало времени, да и не за этим сюда едут.


Разная, разная в своих проявлениях, Любовь принимает форму взглядов, движений, жестов. Различные проявления Любви здесь превращаются в одно общее для всех чувство – в счастье. Им пропитан воздух.


Воздух здесь заразен - не успев распаковать вещи, любой приезжий бежит к морю, охваченным этим безумием внезапного огромного счастья. Это чувство поглощает все ваши дурацкие городские проблемы - жилищные, рабочие, бытовые, личные... А взамен дает эйфорию, смешанную с терпким запахом хвои и вкусом черных вин. Вы не успеваете опомниться, вы не хотите трезветь, вы полны до краев этой огромной Любовью - к себе, к небу, к кипарисам и морю...


Гуляю по набережной.
Чужая любовь налетает на меня бегущим хохочущим малышом, падает, встаёт на ножки и устремляется прямо в объятия счастливого деда.
Чужая любовь соединяет руки сидящим под цветущим олеандром 50-летним молодящимся влюблённым.
Чужая любовь скользит ладонью юноши по туго обтянутой белыми шортами упругой попке крашеной блондинки. Девушка напрягается, и ладонь поднимается вверх, словно извиняясь за наглость, и обнимает девчонку за плечи.
Любовь звенит между двумя за столиком в кафе.
Любовь дарит одинаковые фенечки и амулеты юным хиппи (надо же, они – приверженцы того самого стиля 70-х годов!)


Любовь здесь – приезжая. Каждый едет сюда, как в Тулу со своим самоваром. Любовь – забота, нежность, восхищение. Никто никого не знает, можно не стесняться чувств. Всеобщее восхищение. Люди здесь становятся настолько красивыми и свободными, что просто улыбаются встречным прохожим вечером на набережной.


Может, кто и ссорится, но тут же мирятся, ведь они все на чужой территории. На территории Моря. Таким одиночкам, как я, здесь ловить нечего. Да я и не ловлю. К чему заводить роман на неделю? Смешно. Хожу везде с детьми – ну кто же рискнёт?


Моя любовь – это волны в Чеховской бухте. Это утренний кофе в тишине под цветущим гранатом. Это – беспечно ныряющие среди камней мои дочери. Это – вечерний бархат соснового воздуха. Это – неровные булыжники на узких улочках Гурзуфа. Это - трещины в скалах. Это – прозрачная глубина воды подо мной…
Да, это любовь другая, но она не перестаёт от этого быть любовью. Здесь забываю о том, что некому положить голову мне на колени.

Для меня Гурзуф больше, чем курорт. Это образ жизни, способ мышления, это особое чувство, оно так и называется: «чувство гурзуфа». Это моё место. Все остальные – гости в моём мире. Так, погулять вышли. Мы с Гурзуфом неразлучны весь год. Мы живём друг в друге.


Люди глядят на море. У них дома моря нет. Они думают, что они – зрители. На самом деле - самые что ни на есть актёры. Гурзуф – это большая сцена, виноградники – партер, а горы – амфитеатр. Задача актёров – изобразить любовь. Любовь без грусти, без обид, без расставания.
Все справляются, хоть и нет суфлёра. Все друг другу суфлёры: встречные взгляды подсказывают, как действовать.


Чемоданы пылятся под кроватями. Одежда необходима только в дни приезда-отъезда. А с первого вечера и до последнего дня носишь приличный минимум в виде купальника и парео. Мужчинам проще: им кроме шорт ничего не нужно, некоторым - даже плавок.


Гурзуфские сумерки – это не днепропетровские трамвайные и витринные огни, и не царичанская тишина, разрываемая гулом грузовиков. Гурзуф вечером – это мягкий теплый воздух, который обволакивает все тело так, что хочется раздеться, а душу наполняет сладким ожиданием; это ощущение того, что невидимые в темноте горы нависли прямо над городком и всматриваются в его огни; это счастливые люди, медленно прогуливающиеся по набережной, улыбающиеся друг другу, чего они не сделают в своих харьковах и лисичансках…


В темноте море манит к себе сильнее, чем днем, но люди, облачённые в светлые одежды для вечерней прогулки, сегодня уже не могут себе позволить купание, их глаза только восхищенно смотрят на огромное чудовище, которое призывно лижет берег и полощет в черной воде огни прибрежных ресторанов. В темном воздухе острее и богаче запах сосны и можжевельника, а в темных аллеях санаторных парков, кажется, скрываются привидения…


Здесь все играют в одну бесконечную игру, примеряя на себя маски беспечности, влюбленности и детского счастья. А, может, они, наоборот, сняли свои опостылевшие старые личины и сейчас предстали перед Богом такими, какими они есть…


А Гурзуф, этот старый татарин, хитро щурит свои черные глаза, он все знает, он повсюду уже расставил тайные знаки и сладкие ловушки.


И вам не обязательно бросать в море монетку: вы и так не забудете никогда это место, и душа ваша будет томиться за окнами заснеженной квартиры до тех пор, пока троллейбус снова не привезет вас к “тропке”…



Другие статьи в литературном дневнике: