Происхождение донского казачества и его язык
Вопросом происхождения Донских казаков интересовались и занимались многие казачьи историки-любители. Но, как это обычно бывает в таких случаях, этому вопросу придавали не научный, а политический характер. Стремясь доказать этническую самостоятельность и обособленность Донских казаков, их старались вывести от какого-то одного народа. Причем степень казачьего патриотизма данного исследователя определялась тем, как далеко в глубь веков он относит предков казаков.
Однако неправы и те, которые считают казаков русскими по происхождению. Эта ошибка происходила главным образом по¬тому, что казаки говорят по-русски и исповедуют православную религию. Но, конечно, здесь и политические стремления играли значительную роль. В формировании Донского войска русские сыграли значительную роль, особенно выходцы из Рязанского княжества и из Новгородских земель. Но едва ли русских было большинство. Русская духовная культура на Дону была принята главным образом благодаря близости Дона к Московии и постоянным экономическим и политическим связям Дона с Москвою.
Большую роль в формировании войска Донского сыграли так¬же украинцы, как восточные, так и западные. Уже в XVI столетии Донские казаки вместе с Запорожскими разбили татар на Донце. С тех пор запорожцы ежегодно ранней весной приходили на Дон для совместных морских походов в Крым и в Турцию. Часто запорожцы оставались зимовать на Дону, особенно в Черкасске,( который по одной из версий основали беглые казаки с Черкасс, что на Днепре), и станице Манычской. Многие оставались совсем. Западные украинцы в большом количестве хлынули на Дон в XVII столетии, после Берестейской унии и преследования православных. Из этих переселенцев, между прочим, происходит большое количество фамилий Поляковых на Дону. Конечно, их предки не были поляками. Поляки всегда испытывали давление со стороны Москвы и поэтому эмигрировали только на запад. Кроме того, при подавлении польских восстаний Московское правительство использовало главным образом донские полки, почему поляки всегда относились к казакам недружелюбно. Поляками на Дону называли западных украинцев, галичан, потому что тогда Галичина входила в состав Польши и галичане говорили западно-украинским диалектом, находившимся под влиянием польского языка. Характерно, что даже теперь, в 1940-х гг., в больших украинских лагерях восточные украинцы называют западных также поляками. К галицким фамилиям на Дону принадлежат Яновы и Процыковы. Эти фамилии известны только в Галичане и на Дону. Ни в восточной Украине, ни в России их не существу¬ет. Возможно также, что западноукраинского происхождения фамилия Яновских и некоторые другие. После разгрома Запорожс¬кой Сечи большое количество запорожцев переселилось на Дон. Но уже с половины 18-го столетия на Дон стали переселяться массами украинские крестьяне. Они селились в станицах и чис¬лились «станичными малороссиянами». Время от времени приказами военной Коллегии этих малороссиян записывали в казаки данной станицы и освобождали от подушного оброка. Особенно много малороссиян было в задонских станицах, в станице Луганской, отчасти Гундоровской и в Черкасске, в станице Ольгинской и др. Украинский язык сильнее всего отразился на Ниж¬недонском диалекте. Из украинцев выдвинулся ряд известных на Дону фамилий — Хрещатицкие, Мальчевские, Хохлачевы, Жученковы, Юшенковы, Ханженковы, и затем идут сотни таких фамилий, как Абраменковы, Переселенковы, Шинкаренковы, Тесленковы и т. д.
После русских и украинцев очень большую роль в формировании Донского войска играли татары. В XIII столетии татары построили в устьях Дона крепость Азак, или Азов и образовали Азовский ханат. Азовским ханатом правили Гирей, родствен¬ные крымской династии Гиреев. Азов чеканил свою монету. В состав ханата входили татарские поселения, расположенные главным образом в бассейне Нижнего Дона, а также и кочевые татары. С продвижением казаков вниз по Дону эти татарские поселения были ассимилированы казаками и от них остались названия «Мечето». Мечетинская станица, река Мечетка, курган Мечетка возле Калача и т. д. Все эти названия, воспоминания о том, что здесь когда-то находилось татарское поселение с мечетью. Названия рек на Дону также сохранились татарские: Чир, Сал, Арпачай, Аксай, Миус, Еланчик и т. д. Татары образовывали целые большие станицы — Курмоярские (Курман-яр), станица Татарская в Черкасске. В 1807 году была выпущена Всеобщая география Российской империи, написанная профессором Московского университета Е. Зябловским. Эта география много раз переиздавалась, и десятки лет служила единствен¬ным пособием по географии России во всех средних школах. Там, между прочим, сказано: «§ 81. Земля Донских Козаков… В нем (Черкасске), кроме казаков, живут татары. В числе казаков находятся татары и калмыки, которые в разных местах имеют свое жительство, и крещеные из них беспрепятственно вступают в брачные союзы с казаками». Татарского происхождения на Дону были из более известных и распространенных фамилий Машлыкины, Сариновы, Алимовы, Будановы, Манякины, Зембулатовы, Байбаевы и т. д. без конца. Кроме того, смешанного с татарами происхождения были все Болдыревы и Тумины. Многие чисто русские фамилии были татарского происхождения, их давали крестившимся татарам по имени крестного отца. А были фами¬лии русские по форме смешанного с татарами происхождения. Так, Де Романе, пишет, что Родионовы, несмотря на свою смесь с татарами, имеют красивую наружность. Влияние татар в XVIII столетии было настолько велико, что, по сообщению А. Ригельмана, казачьи старшины часто разговаривали между собою по-татарски. Казачьи костюмы, и мужской, и женский, были татарские, и их части носили татарские названия: папах, зипун, чекмень, шуба, кушак, шаровары. У женщин — колпак, чикилики, кубелек, чирики, чулки. Так же много татарских слов вошло и в казачьи диалекты: чумбур, арчак, аркан, чепрак, курень, майдан, чинак, каймак, сюзьма, арьян и т. д. Возможно, что не все знают о том, что на Дону до сих пор сохранились казаки, говорящие по-татарски. В 1930-х гг., в Ростовском пединституте заведовала кафедрой русского языка и литературы М. А. Полторацкая. Она со своими студентами выезжала в станицы и изучала Донские казачья диалекты. А в одной из таких экспедиций в Новочеркасске, кажется, в Хотунке, она нашла свыше 10 семей обыкновенных казаков, которые дома, между собою, говорили по-татарски, на ногайском диалекте. К сожалению, М. А. Полторацкая свои интереснейшие исследования и наблюдения почти не публиковала.
Известную роль в формировании Донского казачьего войска играли также калмыки, причем я имею в виду здесь не тех калмыков — донских казаков, которые сохраняли свою национальность, религию и язык, а тех, которые принимали православие и делались обыкновенными казаками, говорящими по-русски. Об этих калмыках, как я упоминал выше, говорится и в географии Е. Зябловского. В конце XIX — начале XX столетий на Дону выдвинулся известный художник Иван Леонидович Калмыков. Хотя он был «русским» уже, вероятно, в нескольких поколениях, у него еще достаточно резко был выявлен монгольский тип. Со мной в гимназии учились два брата Улановы, обыкновенные казаки, которые, по-видимому, ничего и не знали о своем калмыцком происхождении. Однако они еще имели ряд калмыцких черт в своей наружности. Многие калмыки имели чисто русские фамилии. В 1950-х гг. в Мюнхене выходил журнал «Северный Кавказ». В этом журнале ныне покойный Шамба Балинов напечатал статью, в которой приводил более десятка казачьих фамилий калмыцкого происхождения.
Кроме того, на Дону был ряд фамилий, прямо указывавших на свое национальное происхождение: Грековы, Греченковы, Туркины, Турчаниновы, Персиановы, Грузиновы, Волошиновы, Но кроме этих фамилий, прямо указывавших на свое происхождение, было много и русифицированных фамилий нерус¬ского происхождения: Фицхелауровы — грузины, Ефремовы (атаманская фамилия), Карповы (помещики), Мержановы — армяне. Номикосовы, Егоровы — греческого происхождения (исследование Савелова). Все Измайловы и Аврамовы происходили от турецкого мальчика, сына убитого коменданта крепости Измаил, привезенного на Дон казаками. Казаки привозили из походов себе жен турчанок и черкешенок, привозили также мальчиков-сирот, оставшихся после убитых родителей. Таких детей крести¬ли и давали им фамилии обычно по имени крестного отца. Так, в Таганроге перед революцией много лет был смотрителем дома Александра I отставной войсковой старшина Карпов. Он имел резко выраженный восточный тип. Мне он рассказывал, что был взят казаками в разоренном ауле еще совсем маленьким ребенком и привезен на Дон. Фамилий такого происхождения на Дону было много.
Монгольский, тюркский и кавказский антропологические типы очень константны, потому, благодаря многовековым перекрестным бракам среди казаков, во многих семьях, уже неизвестно в каком поколении, проявлялись тюркские, монголоидные или кавказские черты. Таких людей часто называли на Дону «калмыковатыми» — слово, неизвестное в России. Я встречал «калмыковатых» среди Грековых, Родионовых. Резко выраженный восточный тип был у генералов Н. Н. Турчанинова и И. М. Конькова. И. И. Безуглов имеет настолько резко выраженный кавказский тип, что у него нельзя найти ни одной русской или вообще славянской черты в наружности. В нашей семье была бабка Машлыкина. И с тех пор в каждом поколении кто-нибудь имеет более или менее резко выраженный тюркский тип.
Великий знаток казачьего быта советский писатель М. Шолохов в 1-й части своего «Тихого Дона», описывая станичный сход, пишет, что здесь, среди собравшихся казаков, можно было видеть типы всех народов. Бабка героя его романа Григория Мелехова была турчанка, вывезенная его дедом из похода.
Язык донских казаков не русский, а гутар. Если ты корчишь из себя донского казака, но не знаешь донского гутара, то ты не казак, а ряженный. Более того, казаки во все века знали еще и татарский и турецкий. Донской гутар ближе всего к беларусскому языку. Например зима на гутаре будет так же как и в беларусском — зяма. Нижний дон говорил на украинском языке — на донской балачке. Донская республика тесно взаимодействовала с украинским государством УНР — потому и флаг Дона — сине-желтый, как и в украинцев. Казачество всегда имело республиканское устройство — демократию — само избирало себе атаманов. Московия же управлялась диктаторами — царями — форма правления, чуждая славянам. На Руси была демократия — вече. Донские казаки не русские, а отдельный народ. Казаки — кап + саки (главные саки — скифы). Потому у донских казаков герб — олень — символ скифов. На скифском языке сака — это олень — отсюда и название скифов — саки. Смотрите словарь скифского языка Абаева. Когда были скифы — русских еще даже в зародыше не было. Российский режим поиздевался над донским казачеством — переделав герб донских казаков — оленю пририсовали стрелу, воткнутую в спину. Символ того, что казачество порабощено. Цвет герба тоже поменяли с красного цвета (цвет касты воинов и царей в индии, цвет одежды казаков, цвет царей в Европе, цвет флагов Руси) поменяли с красного на синий (цвет, который успокаивает бунтарей). Например синий цвет используется милицией в униформе и психбольницами для покраски стен, чтобы успокаивать бунтарей. Результат — донское казачество спит — не борется за свою независимость. Боролись раньше против Московии: восставали Разин, Булавин, Пугачев, Донское восстание в 1919 году. В наше время власть заселяет земли казаков кавказцами и позволяет кавказцам истреблять казачий народ. А казаки, покорно, как слуги, продолжают служить власти. Очнитесь, донцы! Казак — дословно переводится с тюркских языков как свободный человек. Не гоже свободным людям быть слугами у кого бы то ни было. Казаки признавали только своих атаманов, которых сами же и избирали.
Автор А. И. БОЯРИНОВ
Бывший заместитель председателя Донского Войскового Круга, в эмиграции — председатель правления «Лиги Возрождения Казачества», писатель и публицист, казак станицы Нижне-Курморской, ВВД, полковник Александр Иванович Бояринов
Другие статьи в литературном дневнике:
- 22.03.2018. У истоков
- 11.03.2018. Происхождение донского казачества и его язык