Два рассказа за один вечер 15. 05. 10.

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

Один рассказ из жизни, другой –
из жизни же, но услышанный по радио рассказ раввина.


1. Швейная машина «Чайка».


У жены вся семья шьёт – мама, сёстры, братишки жена. У мамы «Зингер», у остальных не знаю, только у братишки «Чайка» какой-то модели и у нас тут год-полтора уже «Чайка». Практически новая. От соседа, которому она была не нужна. Через несколько месяцев проявился дефект – перестала шить. Совсем или с огромным усилием и неровно. Ну, жена оставила все прочие дела. Разобрала верхнюю часть. Полезла в интернет, нашла книгу. По книге это называется «Не включается рабочий ход, маховик пробуксовывает». И что же? Автор пишет: «Одна из причин – неправильно установлена фрикционная шайба на маховике, усиками внутрь. Ну, она нашла, полезла, я помогал, как умею. Открываем и видим – не надо знать технику, чтобы увидеть, куда эти усики направлены. Не в ту сторону, в обратную. А почему? Почему, мы сразу поняли, когда безуспешно пытались попасть в резьбу и завинтить наружный винт, держащий маховик. Невозможно, соскальзывает, а держать инструментом – не подступишься! Пришлось свалить машинку с тумбочкой набок, шайба держалась под воздействием собственного крохотного веса – и всё закрепили!
Потом жена сказала, что свою машинку такого же типа брат с женой оставили на старой квартире – она перестала шить совсем.



2. Невоспитанная молодёжь. Рассказ раввина по радио после исхода субботы.


Речь шла о разности привычек, воспитании и восприятии иной культуры.


Одна женщина, приехавшая из бывшего Союза жить в Израиль, о котором она знала очень и очень мало, не говоря об иврите и иудаизме, подошла на улице к одетому во всё чёрное религиозному человеку, (так они ходят в самую жару тоже) и спросила дорогу по-русски. Ей объяснили. Она поблагодарила и попросила разрешения задать ещё один вопрос. «Пожалуйста!» – сказали ей. Она спросила: «Скажите, батюшка, у вас тут все попы так ходят?». Продемонстрировав тем самым в одном-единственном вопросе, спокойно объяснил раввин, полное невежество в мировых религиях вообще и силу старых привычек и воззрений, воспитанных в советских условиях. Хорошо это или плохо? – добавлю я от себя. А никак. Это так!


Ещё вопрос был, кажется, другой женщины, о том, почему молодёжь, именно религиозная, так ужасно воспитана. При посадке в автобус молодые люди в чёрных костюмах, быстренько растолкали женщин, прорвавшись вперёд, и уселись на свободные места, болтая между собой. И ни малейшего внимания на женщин. (Не помню, были ли те, кому места не досталось, вообще-то здесь такое редкость, а между городами дело практически невозможное).


Объяснение было простым, я как-то сразу почувствовал, но не додумал. Категорически неприлично смотреть на женщину, тем более пропускать её вперёд, тем более, скажем, по лестнице. Нескромно. Получается, что ты её разглядываешь! Тут я, уже в процессе письма только что, вспомнил, как дома, в Узбекистане, жену привезли с приступом аппендицита на «скорой» в больницу. Врач, мужчина лет 35-ти, сказал мне, приступая к осмотру: «Выйдите, тут женщина есть», я тогда далеко не сразу понял, о чём речь.


Всё пока. Скажу только, что кидающие камнями в Иерусалимских кварталах в туристов без рукавов ультраортодоксы мне крайне несимпатичны. Однако выслушать и другую сторону следует.


И так тут каждый день по разным поводам.
Но об этом в другой раз.


15.05.10.



Другие статьи в литературном дневнике: