Рэп - поэзия XXI века?. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

(орфография автора статьи - Б.Р.)


http://alikrap.ru/stati/6-ryep-poyeziya-xxi-veka.html


Рэп - поэзия XXI века


Автор: F.L.A.S.H. » 28 октября 2009 » Просмотров: 108


"РЭП должен быть бунтом, РЭП должен быть достойным продолжением наследия бунтарей прошедших веков, таковых как Джорж Байрон, Артур Рембо, Владимир Маяковский…" (Алексей "Грюндиг" Перминов. "Манифест уличного поэта современности")


Мысль сопоставить то, что принуждают читать учащихся в школе к урокам литературы и то, что звучит в наушниках (часто на тех же уроках) сама по для себя не феноменальна. Почти все МС в текстах называют себя поэтами\\литераторами\\философами, правда, не уточняя деталей: к какому конкретно культурному течению поближе их творчество. Практически рэп, вначале противопоставленный массовой культуре и публичному вкусу, является в наше время чуток ли не единственным "последователем" традиций классической поэзии, которую читают и обожают хотя бы за то, что это классика.
Основной общей чертой поэзии Золотого и Серебряного веков российской литературы и рэп-лирики оказывается, естественно, содержание. Социальные трудности с возрастом (а то и веками), даже ежели и изменяются, то в количестве почему-либо не уменьшаются, и делают идентично плодотворную почву для возникновения как "Ужасного мира" Александра Блока, так и "ТХАП" Ю.Г.а.
Поразмыслив, почти всем личностям российского рэпа можно отыскать "коллег" по творческому цеху посреди поэтов XIX - начала XX веков. Разочарованный романтизм и дотошный самоанализ Da B.O.M.B. перекликается с творчеством Лермонтова. Сравните:


…Все то, что было,
Мы поменять не способен.
Уже случилось, переболело и остыло
Что будет - неведомо обыденным людям
По воле судеб пусть будет то,
Что будет
(Da B.O.M.B. "То, что было…", 2004 г.)


и


…Я не крушуся о былом,
Оно меня не усладило
Мне нечего уяснить в нем,
Чего же б тоской не отравило!..
(М.Ю. Лермонтов "Стансы", 1828 - 1836 гг.)


либо


Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошедшее с тоской
И, как правонарушитель перед казнью,
Ищу кругом души родной…
(М. Ю. Лермонтов "Гляжу на будущность с боязнью", 1841 г.)


Социально-политическая проблематика, соответствующая для поэзии декабристов и революционеров XIX века (истинные поэты - они же практически постоянно против режима), очевидна в текстах Sixtynine. На альбоме "Выживу - стану крепче" интеллигентность (сокрытые и явные цитаты, к примеру, Пелевина) органично смешивается с максимализмом, вроде пожеланий "Отправь бы вы на!..", что и роднит Sixtynine с утопическими, максималистскими, но постоянно осознанными политическими эталонами, к примеру, Пушкина, Лермонтова либо Рылеева.
В XIX веке Севzквад, вероятнее всего, могли быть символистами: насыщенные аллегориями, метафорами и видами тексты, в каких рядовые для хип-хопа темы раскрываются и переосмысляются заново - чем же не "беглый язык намеков, недосказов", как Иннокентий Аннинский назвал символизм?


Желает каждый через легкий, протяжный
Механизм просачиваться в бумажники,
На абордаж брать, но можно оказаться
В наморднике либо багажнике… (Севzквад "Во весь рост", 2004 г.)


Лирика на сольном альбоме Внедорожника припоминает творчество Даниила Хармса упрощением суровых тем, тяготеющим к примитивизму, ощущаемой и необъяснимой "детскостью" (для сопоставления: "Детская считалка" Внедорожника и "Бульдог и таксик" Хармса).
Обычный Ритм, наверняка, единственная рэп-группа, чье творчество посвящено природе. В этом их можно сопоставить с Есениным, который в то время, когда творческая братия из кожи вон лезла в поисках нестандартных тем для произведений, по-провинциальному просто и душевно воспевал российские пейзажи.
"Аналога" для близкого к абстракции стиля KRec посреди российских классиков отыскать не попросту, зато можно найти много общего у питерских исполнителей с французским поэтом Шарлем Бодлером. Глубочайшие размышления в контексте бытовых зарисовок, местами напоминающие наркотический абсурд с вкраплениями деталей настоящего мира - все это роднит бодлеровский "Парижский сплин" с "Нет волшебства".
Традиции классики длятся не только лишь темой, но ритмикой r&b и рэпа, что, кстати, доказано внедрением почти всеми МС произведений классиков в оригинале (лирика Цветаевой в треке Фиста "В осеннюю пору лето", стихотворение Есенина в ставшей уже классикой рэпа песне DA 108 "Столичный Гуляка")
Чем больше ценится в рэпе необычная рифма и личный стиль, чем реже встречаются зарифмованные глаголы и строки, оканчивающиеся на "фальши - далее - ранее" либо "день-тень", тем больше общего у хип-хоп поэзии и футуризма. Футуристы (самый, пожалуй, узнаваемый из которых - Маяковский), так не "усыновленные" классической поэзией, да и народным вниманием не обделенные, предпочли оригинальность и новизну, отказавшись признавать какие-либо правила: от стихотворных размеров до орфографии. К примеру, критикуемые до этого времени составные рифмы - их, футуристов, рук дело. Сравните:


Из сел иди, из рОЩ ИДИ
К высочайшей лобной плОЩАДИ…
(Игорь Северянин)


и


…Где сосунки НА МЕРИНАХ
Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…
(Big Black Boots)


Прием многократно повторенной рифмы, в литературе называемый ассонансом (созвучие), а в рэпе опосля выхода второго сольника ШЕFFа узнаваемый как ломаный слог - излюбленная фишка такого же Маяковского:
Лет до 100 РАСТИ нам без СТАРОСТИ
Год от ГОДа РАСТИ нашей БОДРОСТИ…


…и то же у Джи Вилкса:


ФонтАН до небес, табло авангарДА
По развитию - УганДА,
А так - NUMBER ONE…


Время от времени стихотворение строится на одном лишь созвучии (рифмой как бы не пахнет, но складность строк ощущается), либо же ассонанс смешивается с четкой рифмой:


…Молоды, но уже ветераНЫ, стариКИ,
МонсТРЫ музыКИ, осТРЫ на языКИ
ПолНЫ отваГИ…
(Лигалайз, "Back together", 2004)


и


У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че
(В. Маяковский, 1913)


Российский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков время от времени просто не поддается описанию:


Мои слова меняют смысл,
Меж строк можешь глядеть
Местами слизывать моменты считки…
(Sir-J "М.С. М.С.", 2004 г.)


Соло самой значимой личности
С профессией эМСи из сборной Рф
С 100 Про гарнизона с Бэд Би в унисоне
Эл соло…
(Al Solo "Соло самой значимой личности", 2004 г.)


И, на мой взор, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots:
…Прямо из гортани хип-хоп для тебя прямо в лоб и ты труп,
Как как будто тебя беломором торкнуло.
Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори
Хип-хоп не попросту выговор, это приговор,
Это мир для фигур крупнокалиберных…


Чем еще похожи рэпперы и футуристы - так это борьбой за чистоту культурного направления. Представители 4 течений в футуризме "постоянно притязали на роль единственных выразителей художественных ценностей подлинного футуризма, противопоставляя себя при всем этом своим собратьям - противникам, которые расценивались как самозванцы и неумелые плагиаторы"*. Ситуация очевидно что-то припоминает, не правда ли?... А все поэтому, что и рэп, и футуризм стали направлениями, в каких правила и каноны сведены к минимуму и фактически не ограничивают спектр затрагиваемых в песнях\\стихах заморочек и методов исполнения\\выражения, из-за чего же культура каждым понимаются по-своему. Отсюда и противоречия.
Постмодернизм - культурное течение 2-ой половины двадцатого века, которое по почти всем пт также можно отождествить с рэпом. Одна из главных идей постмодернистов - уверенность в том, что все умнейшее и вечное уже давным-давно сотворено, и сотворить что-то полностью новое фактически нереально (а поэтому эти товарищи без зазрений совести переделывали на собственный лад стихотворения, к примеру, такого же Есенина). Основанная на сэмплах музыка, фольклор, цитаты, а то и целые куплеты\\припевы на базе произведений классиков либо песен русских времен обосновывают частичную солидарность рэпперов с постмодернистами в этом вопросце.
И еще одна принципиальная "литературная" изюминка русского рэпа. Рэп вместил в себя все вероятные культурные направление предшествующих веков, в том числе и такие противоречивые, как футуризм (неизменное рвение к новизне) и постмодернизм (обращение к старенькому). Но самое основное литературное течение, повлиявшее на рэп - это романтизм. Сначала, поэтому, что хип-хоп культура, как, в общем, и всякая иная подкультура, вначале являлась культурой протеста, бунтом. А романтизм - это совсем не любование луной и восхищение цветочками, как почему-либо неверно считают почти все, путая его с сентиментализмом. Романтизм - это сначала бунт и борьба, часто выраженные в нарочитом противопоставлении лирического героя окружающему миру. А в рэпе этот бунт приобретает нередко твердый, меркантильный нрав (что само по себе, кстати, феноменально - меркантильный романтизм!)


Остается лишь надеяться, что большая часть представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только лишь благодаря слогану "Ешь ананасы, рябчиков жуй…", не считает, что Блок - это чувак который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только лишь мои старания, да и старания людей, которые не один раз подчеркивали неповторимость рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп - не попросту музыка и уж никак не "гарлемские частушки" (распространенное обывательское мировоззрение), а уникальный симбиоз музыки и поэзии.


* энциклопедия "История российской литературы: Серебряный век"




Другие статьи в литературном дневнике: