***Выписки из статьи автора "Мфвсм-Словарь Рифм" Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо и, наконец, просто и хорошо. Последнее удаётся немногим. (Генрих Гейне). ФЁДОР СОЛОГУБ Ещё в начале прошлого века Корней Чуковский писал о стихах Ф. Сологуба: «С первым я познакомился очень давно. Еще мальчиком я увидел в журнале «Северный вестник» такие стихи, которые сразу запомнил на всю свою долгую жизнь: В поле не видно ни зги. Кто-то зовет в тишине: Меня поразила аскетическая простота этих строк. Ни одного эпитета, ни единой метафоры, никакого щегольства перезвонами, никакого красноречия, никаких патетических жестов, словесных орнаментов, нищенски бедный словарь - но в этом отсутствии всяких эффектов и заключался сильнейший эффект: чем безыскусственнее была форма этих внешне убогих стихов, тем вернее они доходили до сердца. Тем-то и поразили меня эти стихи: я понял, что для такой безыскусственности требуется большое искусство, что в этой предельной простоте - красота: Поэзия Н. Рубцова, по сути дела, открывает то направление в современной поэзии, которое называли «тихой лирикой» - очевидно, за ориентацию на строгий классический размер, за стремление к глубине и ясности — за «простоту, добро и правду». В самом деле, что может быть проще: В горнице моей светло. Р. Винонен вспоминает, как на одной из студенческих вечеринок читали стихи по кругу: «Кому-то было тесно во Вселенной, он задевал волосами звезды, у другого играли ассонансные рифмы вроде «интересно— интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно отсутствовала... Настал черед поэта-первокурсника, паренька из Вологды...» И Рубцов прочитал «В горнице моей светло». Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка, принеси воды». Многие авторы, да, порой и критики, часто смешивают понятия простоты и штампа. Предложения, составленные из простых, часто применяющихся в поэзии слов, кажутся им банальными и вторичными. Но, если внимательно присмотреться к понятию вторичности, то можно с уверенностью сказать: - В этом мире всё вторично. Нет тем, о которых бы никто не писал, нет явления, которое бы не происходило. Нет словосочетаний, которые не применялись бы ранее. Всё уже было. Так что же остаётся делать современным авторам? А выход есть. Как в театре «короля играет свита», так и в литературе каждое слово должно находиться в таком окружении, которое бы подчёркивало его значимость, высвечивало грани, которые раньше не освещал никто. И тогда строка, куплет, да, и всё стихотворение высветится внутренним светом, и заживёт своей особенной, неповторимой жизнью. Такое стихотворение будет жить, несмотря на простоту и кажущуюся банальность слов его составляющих. В качестве примера хочется привести стихотворение одной замечательной поэтессы Марии Петровых: Не взыщи, мои признанья грубы, Воздаю тебе посильной данью - Не беда, что сад мой смяли грозы, Может показаться странным, что блестящий поэт построил свое маленькое стихотворение на банальностях, на трех штампах: "У меня пересыхают губы", "У меня заходится дыханье" и - "глаза мне застилают слезы". Эту насыщенность штампами предвосхищает и еще больше подчеркивает первая строка, но она же указывает искушенному читателю на преднамеренность штампа, на то, что использование штампа является здесь художественным приемом. Каждая из трёх процитированных фраз, вырванная из контекста, - это действительно штамп, но, совмещённые в одном стихотворении они - произведение. И произведение, обладающее сильным художественным воздействием. Я уже не говорю о том, что здесь нет ни одной фонетически несовершенной рифмы, идеальный ритм. Простота – не простоватость, а стремление найти простое и ясное решение. Это и есть самое трудное, обо всём кратко не скажешь. Простота - это естественность, доведённая до пределов возможного. Далее начинается не простота, а простоватость, не естественность, а наивность. Я музу бедную безбожно Ах, простота! Она даётся Простота изложения – явление кажущееся: мне известно, как даётся такая простота. За ней, как правило, глубочайшие знания, совершенное владение языком, недюжинный ум и постоянная работа над собой. Иногда поэт всю жизнь идёт к тому, чтобы читатель сказал: - Просто и гениально. Весь текст тут: http://www.stihi.ru/2012/01/05/4138
© Copyright: Веснина Таня, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике: |