Что такое поэзия?
Поэзия
Андрей Моисеев
Сохраняющим в равновесии
И сознанье, и бытиё
Никогда не постичь Поэзии
До последних глубин ее.
Ведь она – не маранье листика,
Не дежурное бла-бла-бла, –
Нет, поэзия – это мистика,
Эзотерика, каббала.
Мне, на твердой земле стоящему
Всею тяжестью двух ступней,
Не изведать по-настоящему
Метафизики, скрытой в ней.
Но как землю неурожайную,
Год из года ее пашу,
И великой сакральной тайною
Задыхаюсь – и вновь дышу.
Определение поэзии.
Фазиль Искандер
Поэт, как медведь у ручья,
Над жизнью склонился сутуло.
Миг!Лапой ударил сплеча,
На лапе форель трепетнула!
Тот трепет всегда и везде
Лови и неси сквозь столетья,
Уже не в бегущей воде,
Еще не в зубах у медведя!
***
Павел Егоров
***
Вне логики и смысла
поэзия, она
как ветер в поле чистом,
безумна и вольна.
Того, кто к ней применит
цифири точный счёт,
она и не заметит,
так походя, убьёт.
2009
Иосиф Бродский (из Нобелевской лекции)
http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt
"...Поэт, повторяю, есть средство
существования языка. Или, как сказал великий Оден, он -- тот, кем язык жив.
Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на
котором они написаны и на котором вы их читаете, останется не только потому,
что язык долговечнее человека, но и потому, что он лучше приспособлен к
мутации.
Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает
на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его
переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что
язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная
стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой
оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и
есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее.
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и
метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения.
Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу
всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три
даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему
стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и
дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его
прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания,
мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в
состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от
этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя.
Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и
называется поэтом."
мысль Никиты Брагина :
"Когда искусство подменяется самовыражением - это скверно. Поэзия - это творчество. В ходе творчества, в идеале, создается прекрасное и новое. Творец может быть некрасив и даже безобразен, но плоды творчества будут иными. Таким образом, можно прийти и к противоположному выводу - "поэзия - это не я". Впрочем, этот вывод был сделан еще Катуллом.
«у поэта должно быть одно непременное качество: он может быть простой или усложнённый, но он должен быть необходим людям…Настоящая поэзия – это не бессмысленно мчащийся по замкнутому кругу автомобиль, а автомобиль «скорой помощи», который несётся, чтобы кого-то спасти…» Е.Евтушенко
"Поэзия - озвученная живопись"
"Поэзия - плачущий глаз"
"Поэзия - рай обреченных"
Русская Поэзия - штрихи к портрету..
Вадим Шарыгин
Поэма «Русская Поэзия: штрихи к портрету». (Полный текст).
***
Поэтам, обречённым на стихи. Посвящается.
1.
Выпрастывая голову из будней,
Взлелеивая небо, жизнь губя,
Всё милосерднее, серебрянее, чудней, –
Поэзия – Люблю, люблю тебя!
Виденьями заполненные ночи:
Успокоения! Позвольте. Хоть на миг!
Душа устала знать, что жизнь пророчит –
Блистающий ледник.
Слегка дрожу и ощущаю,
Что если вот сейчас,
Вдруг кто-то из читающих,
Вдруг вперит взор сухой и спящий –
В распахнутую нежность строк…
И выдавит,
Как дым в вагон курящий:
Подумаешь, поэт! Словами занемог…
Истерика. Словоблужданье. Нет пользы,
Сплошь - намёки, ожиданья..
Вот так:
Жестоко и суконно –
Обвалит сердце мне случайный приговор.
Но я останусь при своём – Иконно
Расписывать обшарпанный забор!
2.
Как кинулся ко мне,
Раскрывши руки,
Мир милости – незнавшее дитя!
И затряслись! Залепетали звуки,
Выпархивая нежность и летя,
Куда-то в сторону
Прощанья и прощенья.
В какую-то обмякшую причудь.
Объятья братские – нет лучше угощенья!
И шёпот: Не отчаивайся, будь! …
Стань – светостью!
Предутренним светаньем,
Денницей – самой непроглядной мгле;
Будь – чары мятежом! – Восстаньем! –
Против засилья силы на земле.
Срывая голос
Песни одинокой
В застенках стихоплётного хламья,
Пропой о том, как божеское око
Слезоточит. - Под лязг и вой хамья.
Беги стремглав! –
Из жизни «населенья»
В те состоянья, где душа – одна на всех!
Поэзия – есть опрометь еленья,
Очертя голову возвеянное "Ээх!".
Её удел – мир чары,
Сонм наитий;
Глаза – под плеть нещадного битья!
Самоубившись на развалинах событий,
Поэзия не взыщет с бытия.
Ценнее ценного
Мир – грезится и мнится,
Любовно обнимает душу мне.
Катает родниковая криница
Луч солнца на струящейся спине!
3.
Я даль свою далёкую
В его увидел снах.
Разлуку одинокую –
От счастья в двух шагах.
Таинственно и верно-то,
В народе говорят:
Пушкин – рассвет, а Лермонтов –
Светлеющий закат:
«Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч.
Едва струёй гремучею
Сверкает жаркий ключ…»
Я вижу землю новую,
Я грежу об ином!
И с ласковой обновою –
Сплю безмятежным сном.
4.
А возвращаешься…
Из мира в люди –
Смакуют сплетни, теребят грехи,
И уверяют: Места вам не будет! –
Поэтам, обречённым на стихи…
Бежавшая по краешку обрыва,
Стерегшая качельность бытия,
Поэзия – От шёпота до срыва,
Наружу выворачивает «я»!
Безмолвье зоркое
Застывшей благодати,
Безудержно нахлынувший порыв.
Поэзия нужна… Как кровь на скатерть!
Как отвесь скальная!
Как замиранье! Как обрыв!
Как выпеванье птиц
Над спящим полем,
В тот самый предрассветный час,
Когда душа, отпущенная горем
На сон… Сбывает милость глаз!
Поэзия,
(Будь проклят мир надгробий!),
Прижав стихи к душе,
С мечтой наперевес,
Идёт на казнь,
Средь волчьих исподлобий
Бесслёзных лириков,
Лишённых всех чудес!
5.
Белого снега манна.
Северный путь морской.
Гибнет «Святая Анна»*,
Льнётся ко льдам щекой.
Несколько лет блужданья –
Вынесут льды домой!?
Тщетно. Черёд свиданья –
Вечного. Милый мой!
Смертные ждут объятья –
Нас! С неба сыплет снег.
В белом венечном платье –
Стихотворён «Побег»:
«Обессиленную, на руках ты,
Словно девочку вынес меня,
Чтоб на палубе белой яхты
Встретить свет нетленного дня».
Чёрного снега манна.
Зги не видать во мгле.
Льёт Ахматова Анна –
Слёзы. На русской земле.
6.
Поэзия –
Слова последние!
Можно забыть – нельзя унять.
Укутанная в зори летние,
Светает нравственная знать.
Ты – встреча вод –
Без расставания.
В руке – рука. В реке – река.
Сближающее расстояние
Мерцающего маяка.
Поэзия –
Слова прощальные!
Можно унять – нельзя избыть.
Рукопожатья обещальные,
И «вечно длиться» вместо «быть»!
7.
Мороз.. Владимирская плачет.
Поют – ветра, - Церковный хор.
На слёзных ликах зайчик скачет –
Примчался луч с небесных гор!
Зарделись радостью иконки
Украдкой от пришедших в храм.
Лишь ручка маленькой девчонки
Раскрылась: Мама! Мама! Там!
Но мать, одёрнув её строго,
Направив к алтарю себя,
Под куполом искала бога,
Всем сердцем… купол возлюбя!
Над куполом любого храма –
Есть купол неба, а над ним
Есть совесть – враг добра и хама! –
И те, кто совестью храним.
8.
Поэзия – срыв
Сердца в тихий стон, –
Убитые дыханья Тихий дон
Накрыл водой. Оставил у себя.
Поэзия, листвою теребя,
Полуденным шатаясь зноем,
Захлёбываясь вьюжным воем,
Вдыхая дым осенних дум,
Весенний впитывая шум, –
Поэзия! –
Мир без войны.
Как у Толстого, –
Вбегающая в зал Ростова!
Танцующая «барыню» в тот вечер,
Глядящая во все глаза на свечи!
Целующая слёзы на щеках –
У матери родной...
Поэзия! Побудь, побудь со мной!
9.
Спасает Брюсова,
И первой просит слова, –
Цветаева. В Политехническом.
Готова. К прочтению стихов.
Год двадцать первый. От Рождения Христова.
Зал стих. И стих – сорвался с губ,
Слетел с лица…
Весь «Лебединый стан».
Как будто застучал «максим»:
Отчаянно до жути!
В красноармейские сердца –
Летела – медь, – По сути,
Шёл бой. Последний бой войны.
Стихи летели в зал, –
На крыльях тишины:
«Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…»
Вот голос смолк …
Воззрились друг на друга:
Поэзия… Солдаты… Старый дом.
И вдруг, – Ударила шинельная округа
В ладони! – Аплодирующий гром, –
Смёл гробовую тишину!
… Так. Словом.
Можно выиграть войну.
10.
Поэзия!
Жить стоит только так,
Чтоб предъявлять
Повышенные требованья к жизни! –
ВсЕ или ничего! – таков девиз поэта.
Его клянут все те за это,
Кто научился жить иначе…
А у поэта, русского поэта –
Нет светлых дней! И сердце плачет,
Сердце скачет, вцепившись в гриву
Вороного, летящего над пропастью, коня!
Поэзия! Согрей сердца остывшие –
У вечного огня.
Отринуто. Но так необоримо
Стремленье ввысь!
Мы – не затем здесь собрались,
Чтобы укладывать в могилы –
Любимых! Жизнь! Надежды! Силы!
За горем – жизни нет, как брода нет в огне!
Довольно «просто жить» - пора и о цене
Сказать. Хотя бы слово.
Поэзия! Я знаю, ты – готова
Сказать им правду и на казнь пойти.
Счастливого тебе пути!
Нерукотворное,
Безбрежистое «Там» – Так вымолвил!
Так бережно исполнил и так ново,
Поэт всемирный – Осип Мандельштам, –
Поэт «блаженного, бессмысленного слова»! –
«Не слышно птиц. Бессмертник не цветёт.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывёт.
Среди кузнечиков беспамятствует слово…»
11.
Москва. Весна.
Художественный. Рано.
Вся труппа в сборе. Солнце ярко. Блок
Читает первый монолог Бертрана, –
Звучит напев ненарочитых строк:
«Всюду беда и утраты,
Что тебя ждёт впереди?
Ставь же свой парус косматый,
Меть свои крепкие латы
Знаком креста на груди».
Боялись пропустить хоть слово
Актёры. Блок – читал как жил!
Так просто. Хорошо. Иного,
Чем похвалы – не заслужил.
Ах, если б так всегда
Поэт в России не был лишен
Как в тот улыбчивый денёк!
- Люблю цветенье
В заходящем солнце вишен, –
Блок на прощание изрёк.
... Весь мокрый лист,
От слёз или от клея,
Бумаги - сероблёклый клок,
Уведомил – Россию и Рассею:
Седьмого... Утром... Умер Блок.
Пришли к нему его «Двенадцать», –
В руках венец из белых роз.
По стёклам начал дождик бряцать
Торжественные марши слёз.
12.
Да, смерть поэта –
Обусловлена толпой.
Она решает, где сказать – Довольно!
Она – читает как поэту больно,
И смотрит, как он принимает бой, –
Как падает с пробитой головой,
Как сочно кровью истихает,
Как дерзновенно подыхает! – Поэт,
Наивный и слепой – Невидящий
Иль не желающий увидеть, –
Арену… Жаждущую чувств и зрелищ.
Арену, ждущую, когда пииты,
На скользкие от крови плиты,
Ступив. Отдав себя – толпе на суд,
Торжественно произнесут,
Стихами небо возлюбя, –
«На смерть идущие,
– Приветствуют толпа тебя!»
13.
Поэзия! –
Мятежные метели.
Есенин – Всей душой! Взахлёб! Стихи!
Вы – покаянья ждёте?! Вы хотели,
Чтоб кровью расписал поэт грехи?
Ну что ж, смотрите!
В толстомордый хохот
Поэт кидает душу звонких фраз!
Превозмогая чёрный, чёрный грохот,
Читает вам стихи! В последний раз.
Да как читает!
В жизни не забудешь!
И никогда себе уж после не простишь,
Что своим рёвом иль молчаньем – Губишь!
Поэта русского и божескую тишь:
«…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…»
14.
Поэзия, –
Всегда, всегда в слезах:
В тишайший вечер.
В предрассветной студи.
В саду вишнёвом. В храме. В небесах.
Ей нет покоя, – Никогда не будет!
Смеётся ей в лицо
Земная рать – Куда ты денешься!
Живи-ка, что подали!
Поэзия … Уходит умирать, –
В лимонные…
Смеющиеся дали!
Поэма «Русская Поэзия: штрихи к портрету» - входит в книгу
«Искания современника».
*Сюжет стихотворения Анны Ахматовой «Побег» связан с трагической историей шхуны «Святая Анна», отправившейся в полярное путешествие в августе 1912 года. Экспедиция бесследно затерялась в белом безмолвии Арктики. Двадцатилетняя Ерминия Жданко должна была доплыть вместе со шхуной лишь до Архангельска, но она только что окончила курсы сестёр милосердия, и когда выяснилось, что команда осталась без судового врача, отказалась, как было условлено с родными, сойти на берег. .. Имена капитана шхуны, героя Цусимы, Георгия Брусилова и молоденькой генеральской дочери Ерминии Жданко не сходили в те годы с первых полос русской прессы.
"Поэзия, –
Всегда, всегда в слезах:
В тишайший вечер.
В предрассветной студи.
В саду вишнёвом. В храме. В небесах.
Ей нет покоя, – Никогда не будет!
Смеётся ей в лицо
Земная рать – Куда ты денешься!
Живи-ка, что подали!
Поэзия … Уходит умирать, –
В лимонные…
Смеющиеся дали!"
(Отрывок из поэмы "Русская поэзия - штрихи к портрету")
У большинства стихотворцев звукоряд
усреднённый, тусклый, - одна безликость
удручающе похожа на другую.
Иное дело - большой поэт. Его музыка
узнаётся сразу, с первой ноты.
"Со скучными поэтами - то же, что и со скучными людьми:
надоедает не однообразие, а тождественность ничтожного,
хотя бы и весьма разнообразного" (Марина Цветаева)
Поэзия - инструмент души! акро
Вика Дашкова
П остроен мир людей посредством слова -
О т примитивного названия предметов.
Э клектика на первом плане снова -
З ачем являются творения поэтов?!!
И жгут, и откровенно будоражат,
Я рмом вопросов запрягают нас надолго.
И с пафосом, а где-то с эпатажем,
Н е обойдут вершины мыслящего Бога…
С облазны красотой - неодолимы!
Т екут ручьи весны и слёзы восхищенья,
Р етроспективы снов твоих, незримо
У ложит гений, вязью слов, в стихотворенья…
М оря мелеют… высыхают русла…
Е стесственен вещей обыденных порядок,
Н о жизнь теряет цветность без искусства!
Т акое множество таинственных загадок
Д уша хранит! Как важно ей открыться!
У слышать ритмику и подпевать внимая!
Ш естое чувство бьется в клетке птицей…
И без Поэзии – душа глухонемая…
стоило бы крепко подумать над этими словами Грибоедова из наброска к "Горю от ума": "В превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком, - но его поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно".
Итак, Пушкин уважал Вяземского, доверял его суждениям и считал очень умным. Но ему не понравилось стихотворение "К мнимой счастливице" - не умное, а - "умноватое". Словами "поэзия должна быть глуповата" Пушкин даёт понять Вяземскому, что в стихах не надо "умничать", упиваясь звуками собственного голоса, подобно Чацкому.
Нельзя "растекаться мыслию по древу" и проповедовать. Не надо разжёвывать свою мысль, потому что тем самым автор унижает публику, как бы ставя под сомнение её умственные способности.
Не надо относиться к читателю, как относится учитель к плохому ученику. К читателю надо обращаться только как к равному - как к самому себе. И никак иначе!
Да, среди читателей часто встречаются глупые люди и даже круглые дураки. Они многого не поймут или поймут по-своему. Зато умные читатели всё поймут как надо! А дурака всё равно не сделаешь умнее своими проповедями.
"Поучений не произноси", - сказала по этому поводу Новелла Матвеева:
"Поэзия должна быть глуповата", -
Сказал поэт, умнейший на Руси.
Что значит: обладай умом Сократа,
Но поучений не произноси.
Не отражай критических атак,
Предупреждай возможность плагиата...
Поэзия должна быть глуповата,
Но сам поэт - не должен быть дурак.
Из дневника Татьяны Новы :
"Тут замечу вскользь, что когда человек клинически глуп, то он пишет не "глуповатые", а просто глупые стихи, которым грош цена, а я веду здесь речь не о дураках, а об умных, которые поступают глупо:)
Стихи потому и ценятся выше прозы, что это - не простое изложение фактов или разного рода размышлизмов, а квинтэссенция мысли и чувства! Так у римских и у средневековых философов назывался эфир - тончайшая пятая сущность или пятое тело - после воды, земли, воздуха и огня (от лат. quinta essentia - пятая сущность).
Длинные стихи не имеют права на существование. То, о чём нельзя сказать коротко, ещё не вызрело в голове у автора, не очистилось от мусора. Любую информацию настоящий поэт не пересказывает, а пропускает через себя, сжимает и преобразовывает, - так сказать, форматирует, - превращая в новую, очищенную от всего лишнего духовную сущность - квинтэссенцию.
В философии это понятие толковалось по-разному. Согласно Аристотелю, квинтэссенция, или эфир, - это субстанция всего надлунного мира (светил и сфер), в отличие от четырёх элементов подлунного мира.
А вот оккультисты эпохи Возрождения считали, что квинтэссенция - "дух мира" - выступает в качестве медиума между божественным духом и косной материей. И этот медиум имеет смешанную духовно-телесную природу.
В переносном смысле данное слово означает экстракт, самое главное, самое важное, наиболее существенное.
В моём понимании квинтэссенция - это искусство вообще и поэзия в частности.
И настоящая поэзия - всегда умная, но этот ум особенный, и человеку рациональному, приземлённому он кажется "глуповатостью". Это ум высшего порядка, который проявляет себя как дар, как "Божья искра".
Вот почему так много умных людей, которые никогда не станут поэтами, потому что им неведомо состояние, которое мы зовём вдохновением. И есть настоящие большие поэты, которые совсем не обязательно умны в обывательском смысле этого слова, а порой вообще производят впечатление юродивых.
Сочетание рационального ума и иррационального поэтического дара - большущая редкость, поскольку их "центры управления" находятся в разных полушариях нашего обычно несимметрично развитого мозга.
Ум поэта - не в зарифмованных размышлениях на ту или иную тему, которые выдаются за философскую лирику, а в умении производить квинтэссенцию практически "из ничего": "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи..." (А.Ахматова)
Итак, умный автор никогда не расставляет все точки над "i". Он не учитель, а посредник, и позволяет читателю самому сделать нужные выводы.
Вот почему Пушкин как поэт гораздо умнее Вяземского."
Другие статьи в литературном дневнике:
- 15.02.2010. Что такое поэзия?
- 11.02.2010. ***