Театр абсурда

Валерий Шувалов: литературный дневник

Под занавес года пришло удручающее сообщение о приговоре суда по делу Ходорковского и Лебедева, который в одночасье перечеркнул все надежды на хоть какое-нибудь улучшение у нас социального и правового климата. Сразу же по горячим следам прошёлся по материалам Интернета и составил для себя лично обзор некоторых показавшихся мне интересными публикаций, которые появились вскоре после вынесения приговора. Все переводы в сжатом виде из доступных медийных источников сделаны мной лично.


DIE WELT (Берлин): Судья Виктор Данилкин прошёл предназначенный ему путь до конца. Его приговор почти точь-в-точь списан с заключения прокуратуры, в соответствии с которым оба обвиняемых должны остаться за решёткой до 2017 года. При этом судья Данилкин, нечленораздельно бубнивший свой текст себе под нос в течение этих четырех дней, удивительным образом напоминал персонаж, сошедший со страниц русской литературы XIX века. Этот абсурдный приговор призван продемонстрировать простому российскому гражданину всё его бессилие и бесправие перед лицом жестокой автократической власти.


FRANKFURTER ALLGEMEINE (Франкфурт-на-Майне): Четыре дня судья зачитывал приговор, пытаясь тем самым, очевидно, придать весомость своим словам и произвести серьёзное впечатление. Однако сам приговор явился лишь последним актом юридического фарса. Никакой речи о независимом судопроизводстве в данном случае быть не может. Сейчас Путин видит себя в роли триумфатора, в то время как президент Медведев оказался лузером: несмотря на все его правильные слова о "правовом нигилизме", он был фактически не в состоянии что-либо изменить.


FRANKFURTER RUNDSCHAU (Франкфурт-на-Майне): Процесс и приговор доказали, что в России до сих пор действует т. н. "правило Чурова". Как известно, этот бородатый председатель центральной избирательной комиссии заявил как-то в одном интервью, что "Путин всегда прав". Между тем, несвобода Михаила Ходорковского - это несвобода всего российского общества. Такова цена "диктатуры закона", которую провозгласил человек по имени Владимир и по фамилии, начинающейся с буквы "П".


SUEDDEUTSCHE ZEITUNG (Мюнхен): Жестокий приговор Михаилу Ходорковскому бросает неприглядный свет не только на премьера Путина, но и на президента Медведева. Будучи юристом, он не смог или не захотел способствовать вынесению более справедливого приговора. Таким образом, он становится соучастником заговора мести, поскольку данный приговор - это не что иное, как сведение счетов Владимира Путина со своим злейшим врагом Михаилом Ходорковским.


DER SPIEGEL (Гамбург): Этот приговор разрушил надежды русских либералов на коренные реформы и подорвал их веру в президента Медведева, который так и не смог освободиться от наследия своего крёстного отца Владимира Путина. События последних месяцев показали, что у него нет ни сил, ни воли противостоять своему духовному ментору. Правда, он выставил за дверь зарвавшегося мэра Москвы Юрия Лужкова и приостановил на время прокладку железной дороги через Химкинский лес. Но этим, судя по всему, его протест и ограничился. Как сказал главный редактор национал-патриотической газеты "Завтра" Александр Проханов, президент фактически превратился в "прозрачную тень Путина". В этом смысле вынесенный сегодня приговор можно расценить как "новогодний подарок г-ну Путину".


STERN (Гамбург): В течение четырех дней в зале суда наблюдались сцены, как будто выхваченные из романов Кафки. Полицейские с автоматами наперевес вводили в зал подсудимых, словно они так же опасны, как серийный убийца Ганнибал Лектер из кинофильма "Молчание ягнят". В справедливый приговор никто здесь не верил с самого начала. По общему мнению, оглашение приговора было специально назначено на 30 декабря, чтобы как можно меньше людей проявили интерес к осуждённым накануне Нового года. Пессимисты не исключают, что в 2017 году, когда истечёт срок их пребывания в лагере, Ходорковскому и Лебедеву устроят третий показательный процесс. В этом контексте словесные атаки президента Медведева против "правового нигилизма" звучат по меньшей мере неубедительно и даже цинично. Россия по-прежнему остаётся неправовым государством.


DIE ZEIT (Гамбург): Жалое зрелище представлял в эти дни судья Виктор Данилкин: скрюченная спина, глубоко ушедшая в плечи голова, глаза, буквально впившиеся в исписанные листы бумаги. Приговор Ходорковскому и Лебедеву он зачитывал так, словно это был приговор ему самому. Четыре дня он монотонно читал страницу за страницей 800-страничного опуса, проглатывая окончания, и так тихо, что даже сидевшие в первых рядах русские - носители языка - вместо предложений могли разобрать лишь отдельные слова. Теоретически Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2017 году. Однако, если того захочет русская юстиция - читай: Путин -, им может грозить тогда ещё один процесс. Как остроумно заметила адвокат Карина Москаленко, это дело можно сравнить с табакеркой, из которой постоянно выпрыгивают всё новые чёртики.


FOCUS (Мюнхен): Хозяин Кремля, который на самом деле не является хозяином, показывает Западу привлекательную витрину авторитарной системы, своего рода персонифицированную "потёмкинскую деревню". Многое говорит за то, что он хотел бы большего, но сделать это, судя по всему, он не в состоянии. В этом смысле он является хотя и симпатичной, но трагической фигурой. Все, кто говорит об "оттепели" или даже о "медвестройке", должны после этого приговора трезво взглянуть в глаза реальности.


STUTTGARTER ZEITUNG (Штутгарт): Приговор в четверг показал, что условия ставит Владимир Путин. Именно премьер заявил ещё до вынесения приговора, что желал бы видеть бывшего олигарха Михаила Ходорковского за решёткой. Тогда, помнится, президент Дмитрий Медведев отважился выступить с осторожной критикой против какого-либо вмешательства в дела правосудия. Чудовищный по масштабам приговор бывшему главе ЮКОСа и врагу Путина говорит отнюдь не в пользу примирительного тона Медведева, который напоминает теперь Санта-Клауса, несущего за спинок мешок с массой сладких угощений, который на самом деле пуст.


NEUE ZUERCHER ZEITUNG (Цюрих): Приговор бывшему банкиру и нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому можно было предсказать примерно так же, как зимние холода, которые сковывают Россию в это время года. Данное дело показывает, какой поистине безудержной параноей одержим российский режим. Если Путин в 2003 году и хотел примерно наказать Ходорковского за его нелояльность, то он давно уже достиг этой своей цели: обидчик его доведен до состояния загнанного зверя, его имущество конфисковано, а концерн ЮКОС, которым он руководил, разгромлен. Новый процесс свидетельствует лишь о слепой ненависти к человеку, который даже в нечеловеческих условиях отказывается безоговорочно подчиниться. При этом следует отметить, что на свободе Ходорковский был бы ничуть не опаснее, чем в тюрьме. Поучительным этот процесс был ещё и в том отношении, что он развеял некую фикцию, усиленно распространяемую в последнее время. Дело в том, что с появлением Медведева, который сменил Путина на посту президента, вдруг показалось, что российское руководство приобретает новое, более дружелюбное лицо. Моложавый на вид, с хорошими манерами и перспективными идеями новый президент казался более оптимальным вариантом, чем холодный как лёд Путин, разыгрывающий роль мачо. Медведев произвёл впечатление своей беспощадной критикой в адрес безобразий, творящихся в его стране. Однако критика так и осталась критикой, а путинская система оказалась сильнее. Если бы Медведев не сидел в Кремле лишь для того, чтобы согревать кресло для другого, он нашёл бы пути и способы положить конец этому судебному фарсу.







Другие статьи в литературном дневнике: