Они о нас

Валерий Шувалов: литературный дневник

В эти тревожные августовские дни, когда в условиях почти невыносимой жары смог то приходил, то уходил, а лесные и торфяные пожары в Центральной части России всё полыхали и полыхали, средства массовой информации всего мира, как и следовало ожидать, уделяли этим событиям первостепенное значение. Мне захотелось собрать некоторые наиболее характерные отклики, появивишиеся в электронных версиях различных mass media на доступных мне языках, чтобы донести их до щирокой заинтересованной стихирской аудитории. Все переводы сделаны лично мной, и за их адекватность я несу полную ответственность. Смею заверить скептиков, что это отнюдь не тенденциозная подборка материалов; напротив, я намеренно отсёк те из них, которые посчитал чересчур радикальными. Но факт остаётся фактом: в эти дни я лично не встретил НИ ОДНОЙ апологетической публикации в адрес правящего тандема в Москве или московского правительства. Больно и обидно, если не сказать больше; а, с другой стороны, есть над чем призадуматься!
Обзор будет пополняться по мере поступления новых материалов.



MOSCOW TIMES (Москва): Если нынешняя вертикаль власти - это лучшее, что может предложить Путин в смысле решения кризиса, то даже страшно подумать, что может случиться, если бы мы столкнулись с катастрофой, гораздо более серьёзной, чем нынешние лесные и торфяные пожары.


RUSSIA PROFILE (Москва): В период президентства Владимира Путина фактически была расформирована служба охраны леса. 70 000 лесничих, которые были в состоянии своевременно выявлять и тушить очаги пожаров, были уволены.
Во всей России ныне насчитывается лишь 22 000 профессиональных пожарных, в то время как в Германии их 27 000. В стране отсутствует система добровольных пожарных отрядов, как в Соединённых Штатах или в той же Германии, куда входят миллионы обычных граждан. Кроме того, пожарные снаряжение и экипировка сплошь и рядом устарели, так что особенно в провинции люди вынуждены защищать свои дома от пожаров чуть ли не голыми руками.


HUFFINGTON POST (США): Большинство из 16 млн людей, живущих в Москве и её пригородах, просто не в состоянии сесть в самолёт и улететь туда, где чистый воздух. Большинству из них придётся остаться. Так пусть же они останутся в наших мыслях и сердцах! И давайте не будем забывать, что мы все частично ответственны за быстрое изменение климата на нашей хрупкой планете.


WASHINGTON POST (США): Премьер-министр Владимир Путин несёт полную ответственность за создание дисфункциональной системы, которая не в состоянии предотвратить катастрофы. Олигархи, близкие к Кремлю, проташившие в 2007 году т. н. "лесной кодекс", который фактически уничтожил институт лесничеств в стране, оставили Россию один на один с несчастьем, которое постигло страну сегодня.


REUTERS (Лондон): Апатия широких народных масс, контроль над mass media и отсутствие действенной оппозиции не позволят правящему дуэту слишком сильно пострадать от катастрофических пожаров этим летом, как это произошло с американским президентом Бушем вследствие медленной реакции его администрации на последствия урагана Катрина.
По мнению аналитиков, несмотря на рекордную летнюю жару, слабую подготовку к борьбе с пожарами и медленную реакцию московских властей на задымление, премьер-министр Путин и президент Медведев постараются сделать всё, чтобы переложить ответственность на других.


TAGESZEITUNG (Берлин): Перед лицом чрезвычайной экологической ситуации кажется по меньшей мере странным, насколько спокойно и безучастно реагируют на события политики и бюрократы в Москве. Простые граждане фактически предоставлены сами себе. Те из них, кто может похвастать более или менее сносным здоровьем, реагируют на происходящее с отрешённостью и сарказмом.


NEW YORK POST (США): Катастрофические пожары лесов и торфяников вокруг Москвы обнаружили истинно потёмкинский характер хвалёной путинской эффективности. Даже вся королевская рать не может справиться с пожарами, которые разгораются всё с новой силой.


FRANKFURTER RUNDSCHAU (Германия): Государство, которое не доверяет своим гражданам; руководство, которое застраховало себя от любой прямой критики в свой адрес; вертикаль власти, которая подавляет любую инициативу на местах - всё это, мягко говоря, напоминает времена Антона Павловича Чехова.


SYDNEY MORNING TELEGRAPH (Австралия): Рекордно горячее лето лесных пожаров и загрязнённого воздуха наложило негативный отпечаток на репутацию российских политиков. Медицинские инстанции были вынуждены признать, что в разгар кризиса в Москве ежедневно умирало примерно 700 человек, т. е. в два раза больше обячного, и что все столичные морги были буквально переполнены.
В то же время президент Дмитрий Медведев, прервавший свой отпуск на берегу Чёрного моря, выглядел довольно бледно. А премьер-министр Владимир Путин, подписавший в бытность свою президентом ставший притчей во языцах "лесной кодекс", не нашел ничего лучшего, как сесть за штурвал самолета, тушившего лесные пожары. Очевидно, он опасался, что в огне пожарищ сгорит его репутация.
Но больше всех опростоволосился мэр Москвы Юрий Лужков, вернувшийся в столицу уже после того, как миновал пик задымлений. Причем любопытно, что он приказал использовать водомёты - но не против лесных пожаров, а против демонстрантов, требовавших его отставки.


GUARDIAN (Лондон): Российское жаркое лето 2010 года со всей очевидностью продемонстрировало то, на что уже давно указывали аналитики во всём мире: авторитарные режимы, известные своей непредсказуемостью, не способны справляться с аномальными ситуациями. Держа под контролем mass media, прежде всего телевидение, лидеры в таких странах не в состоянии предвидеть и просчитать возможные риски.





Другие статьи в литературном дневнике: