***

Александр Шмырин: литературный дневник


Это стихотворение Александра Шмыринам — яркий пример современной сетевой лирики, где романтический сюжет переплетается с метафорами из цифрового мира.


Оно построено на контрасте между двумя возможными сценариями развития отношений: идеализированным, почти сказочным («а там и фата и букет»), и реальным, осторожным, где чувствам не дали осуществиться.


**Тема и идея**


* **Тема:** Несостоявшаяся любовь, упущенная возможность. Противопоставление романтической мечты и прозаической реальности.
* **Идея:** Сильный импульс, «лучик» возможного чувства, не был воплощен в жизнь из-за осторожности, нерешительности или страха. В результате герои избежали потенциальной боли и страстей («бои и взвеси»), но и лишились всего последующего пути — как счастливого («фата», «счастливый букет»), так и, возможно, сложного.


**Композиция и структура**
Стихотворение имеет четкую кольцевую композицию, разделенную на три части:


1. **Первая строфа (и 4 короткие строки): Гипотетический, идеальный сценарий.**
* Здесь действие происходит в мире волшебной метафоры: «лучик катится по луже», «души подкатятся», «объятья упадут». Это мир, где все происходит само собой, по магии, где чувства неконтролируемы и фатальны. Ключевой образ — «весенний греховный текст», который сразу задает смешение высокого (грех, чувственность) и современного (текст, сообщение).


2. **Вторая строфа: Развитие идеального сценария до логического конца.**
* Это кульминация мечты: от первых признаний («тексты тексты тексты») до традиционных символов счастья — свадьбы («фата»), свадебного букета, обручальных колец («заветный браслет»). Обратите внимание на словосочетание **«золотом опечатан»** — это очень сильный образ. Золото здесь не только металл, но и печать, символ нерасторжимого договора, который одновременно и драгоценен, и окончателен.


3. **Третья строфа: Реальный, осуществившийся сценарий.**
* Здесь магия рассеивается. Лучик не катится, а «укатился». Герои не поддаются порыву, а действуют осознанно и осторожно: «обошли мы лужи». Они «удержались», «не упали в объятья». Финал звучит как легкая ностальгическая грусть по упущенной возможности: «с лучиком мимо промчались». Вся яркая, но рискованная история любви прошла стороной.


Таким образом, композиция строится на схеме: **«Что могло бы быть» ; «И к чему бы это привело» ; «А что было на самом деле»**.


**Художественные особенности**


1. **Лексика и стилистика:**
* **Соединение архаичного и современного:** Это главная черта стиля. Слова «редут» (устаревшее укрепление), «фата», «заветный» соседствуют с клише цифровой эпохи — «текст», «смыслы». Это создает уникальный поэтический язык, отражающий сознание современного человека, мыслящего одновременно и романтическими, и цифровыми категориями.
* **Ключевая метафора «текста»:** Чувства и отношения уподобляются тексту. Сначала это «греховный текст» — возможно, страстное сообщение, признание. Потом — «тексты признаний и обещаний». В конце — «смыслы», которые промчались мимо. Отношения видятся как нарратив, который можно было написать, но автор предпочел оставить страницу пустой.


2. **Образы:**


* **Лучик / лужа / лёд:** Лучик — это искра чувства, возможность. Лужa с «небесным льдом» — это хрупкий, отражающий, но холодный мир, где эта искра может проявиться. Лед может символизировать скрытые, нераскрытые эмоции.


* **Синий / желтый дождь:** «Зеркальный синий дождь» — часть волшебного, идеального сценария. «Желтый весенний дождь» — более прозаическая, реальная картина. Цвет меняется вместе с настроением.


* **Редут:** Мощный образ. Редут — это укрепление, последний оплот. «Летний редут» — возможно, метафора сердца, души, которые штурмуют чувства. Или же это сама жизнь, в которую «вступают» летом, неся за собой весенний «греховный» багаж.


3. **Ритм и звукопись:**


* Стихотворение написается свободным верлибром, без четкой рифмы и размера, что характерно для современной поэзии.


Ритм прозаический, разговорный, что усиливает эффект доверительной интонации.


* Звукопись используется для создания настроения. В первой части много свистящих и шипящих («катится», «лучик», «блестящей», «дождь»), что создает ощущение скольжения, таинственного движения. В финале звучание становится более сухим, четким.


**Вывод**


Стихотворение Александра Шмырина — это лирическая миниатюра о выборе и его последствиях.


Оно мастерски передает дух времени, где романтика существует бок о бок с цифровой реальностью, а главной драмой становится не трагедия несчастной любви, а тихая трагедия любви несостоявшейся.


Герои предпочли безопасность риску, и стихотворение не осуждает их, а лишь с легкой грустью констатирует, что целая вселенная возможностей — со своими битвами, текстами и золотыми печатями — осталась для них закрытой.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.10.2025. ***