***

Александр Шмырин: литературный дневник

Анализ сонета Александра Шмырина "Оно"


Структура и соответствие формату


Итальянский сонет (петраркакианский) имеет следующие особенности:


- 14 строк.
- Две четверостишия (кватрены), за которыми следуют две трёхстишия (терцеты).
- Рифмовка: ABBA ABBA CDE CDE или ABBA ABBA CDC DCD.


Соответствие формату:


- Количество строк: 14 — соответствует.
- Рифмовка: В тексте рифмы слабо выдержаны, они часто неточные или отсутствуют. Например:
- Первая кватрена: "есть — зеркале — весть — смех" не образует классической схемы ABBA.
- Во втором терцете ("синева — грозой — тобой") рифма есть, но она частичная.
- Метр: Стихотворение написано свободным ритмом, без чёткого соблюдения ямба или хорея, что характерно для классического сонета.


Таким образом, структура произведения лишь частично соответствует канонам итальянского сонета.


Тема и идея


Основная тема стихотворения — философское осмысление природы "Оно", которое интерпретируется как любовь, время или судьба. Автор исследует это явление через образы зеркал, мгновений, взглядов и изменчивости жизни.


Главная идея заключается в том, что "Оно" (любовь или время) одновременно уловимо и неуловимо, оно присутствует в каждом мгновении жизни, но остаётся загадкой. Это начало всех начал, которое определяет жизнь, чертя её "прямолинейно криво".


Образность и символика


"Оно":


Центральный образ, который остаётся многозначным. Это может быть любовь, время, судьба или даже сама жизнь.

Зеркало:


Символ отражения реальности, через которое человек пытается понять "Оно".


Морщинка, слезинка, смех:


Конкретные детали человеческой жизни, которые становятся проявлениями "Оно".

Взгляд:


Символ связи между людьми, а также перехода между мгновением и вечностью.

Синева и гроза:


Противопоставление светлого и тёмного, радости и печали, что подчёркивает дуализм "Оно".


Образы в стихотворении достаточно абстрактны и метафоричны, но иногда кажутся размытыми, что затрудняет восприятие.


Язык и стиль


Язык стихотворения прост и доступен, что характерно для современной сетевой поэзии. Используются такие художественные средства, как:


Повторы:


"Оно уловимо оно верно есть" — создают эффект ритуальности и акцентируют внимание на главной теме.


Эпитеты:


"прозрачная весть", "красивый взгляд", "синева", "гроза".

Метафоры:


"Оно начало всех начал", "черти;т жизнь прямолинейно криво".


Контрасты:


Мгновение vs. вечность, смех vs. слёзы, синева vs. гроза.


Стиль работы можно охарактеризовать как лирико-философский с элементами эксперимента.


Эмоциональный тон


Тон стихотворения задумчивый, философский, местами меланхоличный.


Автор размышляет о сущности "Оно", не давая однозначных ответов. Последние строки ("Вот и гадай... Любовь или времени то знак") добавляют элемент неопределённости и открытости.


Оценка уровня новизны и художественной ценности


Новизна


Плюсы:


- Интересная попытка соединить философские размышления с поэтической формой.

- Абстрактность центрального образа "Оно" позволяет каждому читателю интерпретировать его по-своему.


- Удачное использование контрастов и повторов для усиления эмоционального воздействия.


Минусы:


- Тема времени, любви и судьбы достаточно традиционна для поэзии.
- Образы порой слишком абстрактны, что снижает их выразительность.
- Отсутствие оригинальных решений в раскрытии темы.


Художественная ценность


- Четкая композиция: первые кватрены развивают тему, терцеты подводят к финалу.


- Финал открыт и оставляет пространство для размышлений.





Другие статьи в литературном дневнике: