***

Александр Шмырин: литературный дневник

Жанр стихотворения известного сетевого поэта Александра Шмырина "Конец зимы" - пейзажная лирика.


Предметом изображения является внутренний мир лирического героя, его чувства и переживания по поводу ухода зимы и своей возлюбленной. Тематика стихотворения - любовь, разлука, память, время.


Проблематика стихотворения - противоречие между сменой времен года и неизменностью любви, между реальностью и фантазией, между прошлым и настоящим.


- Сюжет стихотворения отсутствует, так как лирика не повествует, а выражает. Композиция стихотворения состоит из четырех четверостиший, которые образуют единое целое.


Каждое четверостишие имеет свою смысловую нагрузку: первое - прощание с зимой, второе - осознание неизбежности смены времени, третье - воспоминание о зимнем свидании, четвертое - сохранение любви в душе.


- Конфликт стихотворения - внутренний, психологический.


Лирический герой переживает душевную боль от ухода зимы и своей возлюбленной, которые для него были символами красоты, счастья и гармонии.


Он пытается сохранить их образы в своей памяти и душе, но чувствует, что они ускользают от него. Он сталкивается с проблемой времени, которое неумолимо меняет все вокруг.


- Название стихотворения - "Конец зимы" - отражает главную тему произведения. Оно имеет двойное значение: с одной стороны, это конец сезона, с другой - конец определенного периода в жизни лирического героя, связанного с зимой и любовью. Название создает настроение грусти, сожаления, ностальгии.


- Идея стихотворения - любовь не подвластна времени, она живет в душе человека, даже если он теряет своего возлюбленного или свою мечту. Лирический герой пытается противостоять ходу времени, сохраняя в своей памяти и душе образы зимы и своей возлюбленной. Он не хочет смириться с реальностью, которая разрушает его иллюзии и фантазии.


- Образы персонажей - лирический герой и его возлюбленная. Лирический герой - чувствительный, романтичный, мечтательный человек, который идеализирует свою любовь и зиму. Он не хочет расставаться с ними, он хочет остановить время и жить в своем воображаемом мире.


Его возлюбленная - красивая, нежная, тревожная женщина, которая дарила ему счастье и тепло. Она была для него светом в темноте, радостью в грусти, жизнью в смерти. Она осталась в его душе, как вечная любовь.


- Изобразительные средства:


- эпитеты (фантазии снежные, вечер мудрый, метельный, взгляд тревожный, улыбка тревожная), метафоры (вы покинете душу мою, те слова тет а тет прозвенели, не покинули душу мою), сравнения (как будто внутренность собора, по любому календарю), гипербола (люблю тебя безмерно), литота (не забывай меня), аллегория (зима - символ любви), олицетворение (зима уходит, слова прозвенели), антитеза (конец зимы - начало весны, прошлое - настоящее, реальность - фантазия, разлука - любовь).


Эти средства придают стихотворению выразительность, красочность, эмоциональность, создают образы и ассоциации.


- Синтаксические фигуры - повтор (покинете душу мою, покинули душу мою, не покинули душу мою), антитеза (прощайте - не забывайте, расстаете - не покинули, покинули - не покинули), анафора (покинете душу мою, покинули душу мою, не покинули душу мою), эпифора (покинете душу мою, покинули душу мою, не покинули душу мою), инверсия (прищурясь, на вас посмотрю, по любому календарю, те слова тет а тет прозвенели).


Эти средства придают стихотворению ритм, мелодию, усиливают выразительность и смысл.


- Звукопись - аллитерация (прищурясь, посмотрю, покинете, покинули, прозвенели), ассонанс (прощайте, фантазии, снежные, наступил, точно, построчно, покинете, мудрый, метельный, интервью, прозвенели, покинули, морозные, февралю, тревожная, покинули).


Эти средства создают звуковые эффекты, подчеркивают настроение и эмоции стихотворения.


- Стихотворный размер - хорей, то есть чередование неударных и ударных слогов. Рис. 1. Стихотворный размер хорей


- Рифма - мужская, то есть совпадение ударных слогов в конце строк. Рифма четырехсложная, то есть совпадение четырех звуков в конце строк. Рифма крестовая, то есть совпадение первой и третьей, второй и четвертой строк в каждом четверостишии. Рифма крестовая.


- Ритм - регулярный, то есть одинаковое количество слогов в каждой строке. В стихотворении 8 слогов в каждой строке. Ритм создает ощущение гармонии, порядка, закономерности.


- Стиль - простой, понятный, доступный. Автор использует обыденную лексику, простые синтаксические конструкции, отсутствие сложных образов и символов. Стиль создает ощущение близости, доверия, искренности.


- Художественная ценность - низкая. Стихотворение не отличается оригинальностью, глубиной, многозначностью. Автор повторяет избитые темы, мотивы, образы, не придает им нового смысла или звучания. Стихотворение не вызывает сильных эмоций, мыслей, впечатлений. Стихотворение не отражает современную реальность, не затрагивает актуальные проблемы, не имеет социальной или культурной значимости.


- Новизна - отсутствует. Стихотворение не содержит ничего нового, необычного, неожиданного. Автор не экспериментирует с формой, содержанием, языком.


Стихотворение не представляет интереса для читателя, не заставляет его удивляться, задумываться, переосмысливать.


Стихотворение не вносит никакого вклада в развитие литературы, не открывает новых горизонтов, не создает новых тенденций.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.03.2024. ***
  • 04.03.2024. ***
  • 01.03.2024. ***