Житие Христа ради юродивого Космы Верхотурского

Юрий Пономарев 2: литературный дневник

Во время расцвета христианства на Святой Руси, просвещенной св. князем Владимиром, страна наша великая, раскинувшаяся даже до сибирской тайги, прославляема была повсюду всеобщим благочестием народа православного, от царя до последнего нищего. Святая вера Христова была на столько тесно связана с бытом русского человека, что многие вели поистине святой и подвижнический образ жизни. Таких христолюбцев на Руси было так много, что, можно сказать, что весь русский народ нес на себе подвиг святости. Многие удостоились за труды свои и подвиги на земле славы небесной, став святыми, некоторые оставались лишь местночтимыми, а кто и вовсе не знаем был никем. По нелицемерному своему благочестию рабы Божии тщательно старались скрывать свои христианские подвиги от глаз людских, чтобы избежать земной славы, отчего и не дошли до нас многие и многие примеры русской святости. Лишь в редких случаях, да все больше через устные сказания, узнаем мы о жизни во славу Божию простых людей, внешне не выделяющихся никакими добродетелями.
Таковым простолюдином, местным жителем был Косма по фамилии Немтинов. Родился он в конце 17 века и проживал в заречной части города Верхотурья. От рождения своего имел наклонность к юродству, страдал болезнью ног, и поэтому ходил с трудом, и притом не иначе как с помощью костылей. Эту хромоту и юродство от рождения блаженный Косма получил в дар по преблагому Промыслу Божию для удобства своего по Богу жительства, как видно это будет из его жизнеописания. В Святом Евангелии повествуется о случае, когда Господь со своими учениками, шествуя по дорогам благочестия, встретили некоего от рождения недужного, а точнее слепорожденного. И спросили Господа: «Кто согрешил – он или родители его?» И Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
После того, как Косма пришел в возраст, он стал проявлять признаки набожности и уединенности от мира, от домашних хлопот. Этому-то и способствовала дарованная ему от Творца грамота, сделавшая его непригодным для работы и удалявшая его от суеты, а проживал он со своими родителями и братьями в собственном их доме.
Вот и стали замечать родственники его, что Косма-то их встает ото сна очень рано, около часу ночи, и с этого часу удаляется неизвестно куда. И стал Косма так делать всегда – проводить всю ночь в отлучке за неведомым никому занятием, а уходил-то он на свое любимое место к собору Троицкому, и там исполнял подвиг бденный, подражая Божественному своему Спасителю., отводившему для молитвы время глубокой ночи. Когда же домашние его делали ему замечания о раннем уходе из дома, Косма отвечал иносказательно, отговорками, так что толку от него не могли добиться никакого. Мол, много ли с него возьмешь – юродивый. Так и оставили своего юродивого родственника в покое с ночными его хождениями.
Любил Косма церковь соборную, что находится по левому берегу реки Туры, на каменном утесе за крепостной стеной, потому как в то время юродствовал там другой подвижник благочестия, блаженный Иоанн Верхотурский (скончался в 1701 г.). Видимо, с него и брал пример Косма Немтинов.
Известен же блаженный Косма более всего тем, что при всей своей немощи, участвовал в перенесении из села Меркушинское в Верхотурский Николаевский монастырь святых мощей Сибирского угодника Божия праведного Симеона, состоявшимся 12 сентября 1704 года. Своей хромотой и кажущимся безумием Косма прославил великого угодника Божия праведного Симеона Верхотурского, что прополз совершенным образом весь путь от села Меркушинское до Верхотурья, который составляет около 60 верст, следуя неотступно за торжественным шествием честных мощей, а когда уставал, то говорил: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда никакая сила не могла сдвинуть гроб с места. Там, где блаженный Косма делал остановки, впоследствии были поставлены часовни, всего три строения. Две каменные и одна деревянная. Устное сказание об этом подвиге блаженного Космы подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где изображается перенесение мощей праведного Симеона, в числе участвующих при этом действительно изображается один из них в положении юродивого и с костылями. Так хромой юродивый воздал честь праведному Симеону.
Блаженный Косма преставился ко Господу, имея от роду 30-35 лет, как и праведный Симеон, в 1706 году. На могиле хранилась каменная плита без всяких надписей.
Вот каковы сведения о житии одного из праведников Верхотурского края – Космы юродивого. да и те сохранились в форме устного предания, переходящего из рода в род в неизменном виде и с благоговейным воспоминанием. Некоему Федору Павловичу Немтинову, почившему в конце 19 столетия, Косма доводился ближайшим родственником, на что указывает и фамилия. Когда он, Федор Немтинов, был еще юношей, то часто слышал от своего деда и от отца рассказы о бывшем их родственнике Косме.
Похоронили блаженного Косму возле любимой им церкви святой Живоначальной Троицы, за крепостной оградой, на почетном месте.
В конце первой половины 19 века в Верхотурье проживала одна благочестивая старушка Уидальцева, которой во сне три раза являлся блаженный Косма с приказанием устроить на его могиле часовенку. Она и была построена в 1845-48 годах, во имя святых Космы и Дамиана, на средства старушки Уидальцевой. После этого часовня с течением времени еще дважды перестраивалась и была обнесена деревянной оградой.
И надо сказать, что вскоре после преставления Космы над его убогой могилой по просьбе богомольцев стали совершаться панихиды об упокоении Космы и своих родственников. Тут же на могиле имелась кружка для пожертвований. После устроения часовни панихиды продолжали совершаться в большом количестве, как и прежде, ибо каждый богомолец считал своим долгом после поклонения св. мощам праведного Симеона отслужить панихиду и по блаженному Косме.
Сам св. праведный Иоанн Кронштадский пожертвовал в свое время 100 рублей на устройство каменной церкви над могилой Космы. В 1915 г. на месте уже пришедшей в ветхость деревянной часовни был выстроен каменный однопрестольный храм скромных размеров и освящен в честь тех же святых безсребренников Космы и Дамиана.
У могилы же той, где почивал Косма, истекал родничок с чистой и вкусной водой. Его так и прозвал благочестивый народ – «слезы Космы юродивого».
Так был почитаем, еще до причисления к лику святых в Соборе Сибирских святых, православным народом русским Косма Верхотурский. Память его празднуется 1 ноября (14 ноября по новому стилю) и в Соборе Сибирских святых 10 июня (23 июня по новому стилю).


http://www.isihast.ru/?id=2139 - о страсти блуда
........
http://www.bibleonline.ru/-Библия



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.03.2013. Житие Христа ради юродивого Космы Верхотурского