Ван Гог Винсент. Был ли Винсент Ван Гог болен?В 1886 году Ван Гог приезжает в Париж к брату Тео, где сводит знакомство с некоторыми другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген, Писарро, Анри де Тулуз-Лотрек, Дега, Моне и Ренуар. В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачные настроения и сюжеты голландского периода и перейдя к яркой палитре, которой пользовались импрессионисты и постимпесситонисты. В Париже Ван Гог очень много пил. Среди его излюбленных напитков был абсент, в 19 веке считавшийся напитком богемы- поэтов, художников, актеров, но в 50-е годы отношение к нему изменилось, специалисты стали отмечать, что после его постоянного употребления развивается так называемый синдром абсентизма, проявляющийся в виде бессонницы, сверхвозбудимости, депрессии, галлюцинаций, тремора, нарушении координации, судорог. Было установлено, что в абсенте содержится сильное галлюциногенное вещество туйон, образующееся в высоких концентрациях при получение экстракта полыни, к тому же туйон обладает нейротоксическим действием. Доктор Пол Вульф из Калифорнийского университета сделал предположение, что именно из-за пристрастия к абсенту в картинах Ван Гога так много желтого цвета, при передозировке туйон способен изменять восприятие цвета. К тому же именно алкоголизм остается одной из возможных причин способствующих развитию эпилепсии. Так как ни наследственный фактор, на который указывает сам Ван Гог (у родственников по материнской линии наблюдались случаи эпилепсии) не подтвердился проведенными до сих пор исследованиями, а течение болезни позволило исключить наличие опухолей головного мозга. В феврале 1888 года, утомленный жизнью большого города Ван Гог уезжает в Арль. Именно здесь полностью раскрывается его талант художника и окончательно формируется неповторимый стиль. Доминирующий цвет его арльских картин - желтый. В Арле Ван Гог пытается осуществить свою давнюю мечту – создать поселение для художников и убеждает Гогена присоединиться к нему, но попытка оказалась трагичной. Именно в 1888 году произошли первые эпилептические припадки психоэмоционального характера. После очередного спора с Гогеном о проблемах искусства Ван Гог впал в состояние чрезмерного возбуждения, находясь в котором отрезал себе часть левого уха. Доктор Вебер-Бингель, занимающийся детской психиатрией в венском университете, считает, что первый кризис у Ван Гога, когда он отрезал себе часть левого уха, был чисто психомоторным действием, случившимся во время эпилептического приступа, потому как «образ действий» и последовавшая за этим фаза изнеможения были типичны для эпилепсии височной доли или лимбической психомоторной эпилепсии. Существует и другое мнение касательно эпизода с отрезанным ухом. Медицинские специалисты из Колорадо считают, что Ван Гог страдал от болезни Миньера, заключающейся в периодически наступающем отеке лабиринта, клинически проявляющейся приступами головокружений, тошноты, рвоты, острой тугоухости, шума в ушах и нистагма. Возможно Ван Гог отрезал себе ухо ,чтобы заглушить боль. В середине августа у Ван Гога произошел новый приступ, неожиданно, в поле, во время работы над картиной «вход в каменоломню». Приступ был более тяжелым и продолжительным. В письме к брату Тео Винсент сообщил, что в течение многих дней был выбит из колеи и не мог есть, потому что у него был отек горла. Что случилось на самом деле он не мог рассказать, потому что не помнил. Можно предположить, что время приступа он пытался глотать краску из тюбиков и вследствие этого получил ожег слизистой рта и глотки. Доктор Пейрон (главный врач больницы Сен-Реми) не испытывал сомнений в постановке диагноза эпилепсии и в этом уверил и Ван Гога. Среди внешних обстоятельств, которые вызывали припадки, были и возбуждение от пребывания на природе. Ван Гог больше не мог переносить пребывание в лечебнице для душевнобольных и стал настаивать на срочном переселение, с чем, в конце концов, согласился доктор Пейрон. Тем временем Тео познакомился с врачом из Овера доктором Гаше, который в последующем осуществлял надзор за Ван Гогом. Доктор Гаше предварительно побывал в Сент-Реми у доктора Пейрона, и после того, как удостоверился, что Винсент не душевнобольной, а страдает приступами эпилепсии, дал свое согласие на его переезд. В выписном свидетельстве говорилось о большом количестве приступов и их продолжительности и о том, что в процессе их протекания пациент испытывал ужасный страх. Неоднократно больной пытался покончить жизнь самоубийством, глотая краски или скипидар. Есть версия, что ксантопсия развилась у художника вследствие хронического отравления настойкой дигиталиса, или наперстянки, которую Ван Гог длительное время принимал по назначению доктора Гаше. Наперстянку - ценное лекарственное, но ядовитое растение - издавна называли травой - "цветообманом". В середине XX столетия было научно доказано, что передозировка дигиталиса вызывает цветоаномалии: в восприятии мира желтый цвет обретает удивительную эмоциональную силу. Исследователь Пол Вольф не без оснований полагает, что Винсент Ван Гог, принимавший препараты из наперстянки в течение нескольких лет, видел окружающую жизнь в солнечных красках. Существовало много предположений о возможно другой болезни Ван Гога. Наиболее вероятным было высказанное в 1992 году доктором Джемисоном убеждение о том, что комплекс симптомов болезни Ван Гога позволяет говорить о наличии так называемого биполярного психоза, сопровождающегося сменой депрессивных и маниакальных фаз. Действительно, этот диагноз наиболее полно и точно сводит в одну схему многие симптомы болезни Ван Гога: наследственная предрасположенность, циклические обострения, сопровождающиеся депрессией на фоне фанатичной религиозности, проявившейся на третьем десятилетии его жизни; психосоциальные стрессы, неожиданные вспышки ипохондрии и галлюцинации слухового и визуального характера; нарушение сна и ночные кошмары; совершенная ясность ума в промежутках между приступами, и , наконец, высокая готовность к суицидальному действию. Все эти симптомы вписываются в клиническую картину биполярного психоза, для которого характерны следующие проявления: маниакальная фаза, продолжительностью от недели до нескольких месяцев, сопровождающаяся повышенным и легко возбудимым настроением, повышенной энергией и гиперактивностью. После нее наступает депрессивная фаза, характеризующаяся отсутствием аппетита, нарушениями сна, отсутствием интереса к жизни, заниженной самооценкой и суицидальными мыслями. Все это у Ван Гога отягощалось повышенным употреблением алкоголя...
* * * ВАН ГОГ Винсент - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Винсент родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией. Именно в Боринаже он впервые сознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В. Ван Гог провел ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца. Некоторое время В. Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" (1885, Собрание В. Ван Гога, Ларен), в котором В. Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж. Ф. Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца. Но жизнь большого города утомляет В. Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В. Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче "впечатления" от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм, и пастозную фактуру, передающую вещественность мира. В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: "Арлезианка. Госпожа Жину" (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); "Почтальон Рулен" (1888, Музей изящных искусств, Бостон); "Зуав"; "Колыбельная" и т. д. В очеловечивании окружающего мира В. Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: "Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску, "Спальная художника" (1888, Фонд В. Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе. В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации, но попытка оказалась трагичной. Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В. Ван Гогом еще в "Едоках картофеля". Источник: www.impressionism.ru/gogh.html © Copyright: Журнал Мастерство и Вдохновение, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|