Жар-гоневоКак правило в работе людей той или иной профессии есть место особому жаргону, его так и определяют – профессиональный. Заглянув в словарь вы, вероятнее всего, найдёте массу ярких примеров таких слов – «девелопер», «пиар», «спринтер». Хотя порою, без чёткой привязки к конкретной профессии, совершенно непонятно о чём речь: «висяк» (полиц), «негатив» (банк), «заяц» (трасп). И уж совсем особняком идут слова с вариативными ударениями – прИкус (вместо прикУс) или искрА (вместо Искра). Как правило их не классифицируют как профессиональные, ограничиваясь оговорками о допустимости / недопустимости вариантов, но порой, что называется – на производстве, можно найти «родоначальников» ударного сдвига. В небольшом эссе «Русское ударение» приводится ряд слов из орфоэпического словаря под ред. Р. И. Аванесов: Действительно, в работе нередко слышишь искажённое (причём сознательно искажённое) произношение привычных казалось бы слов. Будь это – повсеместный дОговор, или, преимущественно бухгалтерский, – квАртал, а то и, исключительно полицейский, – прОтокол. Работая лет 10-ть тому назад в налоговой, я обратил внимание на режущее мой слух произношение: недОимка. Задав одному новому, ещё не потерявшему связи с реальностью, работнику вопрос – неужели он не понимает что в таком варианте слово звучит, мягко говоря, коряво, я получил исчерпывающее объяснение – это проф.термин. Что ж, тут трудно поспорить. Но возникает другой вопрос, а насколько корректно употреблять, например тот же «квАртал» вне бухгалтерских кабинетов. Точнее даже – а так ли важно блюсти чистоту речи, ведь, если задуматься, большинство упомянутых слов куда как чаще употребляются в проф. контексте супротив casual. А отсюда и вовсе вытекает, что безапелляционно грамотное произношение «квартАл», статистически, может звучать существенно реже своего несловарного брата. По этой причине будет не лишним, процитировать ещё один фрагмент упомянутой статьи, тем более что он следует прямиком за первым и раскрывает основные тенденции в изменении ударного слога: «У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: *токАрь, *конкУрс, *насмОрк, *призрАк, *деспОт, *симвОл, *воздУх, *жемчУг, *эпигрАф ( в настоящее время эти слова имеют ударение на предпоследнем слоге!) В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов: квартАл (неправ. – *квАртал); творОг и доп. твОрог, договОр и доп. *дОговор; диспансЕр (неправ. – *диспАнсер); каталОг (не рекомендуется – *катАлог); некролОг (не рекомендуется – *некрОлог) (приведены оценки Орфоэпического словаря под ред. Р. И. Аванесова). Так стоит ли придерживаться словарных правил произношения или всецело опираться на живую речь? Выбор за вами. © Copyright: Павел В.Новиков, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|