Утомленные Михалковым - 2

Павел В.Новиков: литературный дневник

Вот, наконец, что называется, – дошли руки, до нашумевшей эпопеи. Собственно часть первая таковой не являлась, т.ч. под эпопеей я подразумеваю 2 и 3-ю части. Речь, естественно пройдёт о второй.
Уже много сказано о исторических несоответствиях. Я же хочу поговорить о другом – о роли данного фильма, политической и исторической.
Ранее я писал о кризисе нашего кино, т.к. нам – нечего показывать зрителю. В данном фильме посмотреть есть на что. Но, для затронутой Михалковым темы, этого недостаточно, всё-таки ВОВ это – святая святых – наша память, наша связь с предками.


Так что же не так в фильме?
На самом деле всё предельно просто – в фильме напрочь отсутствует даже намёк на Подвиг русского Солдата.
Собственно что есть – Подвиг Солдата. Мы привыкли, что в армии царит дисциплина – полное и беспрекословное подчинение приказу. Сказано – мести плац в снегопад – будут мести плац, как бы бессмысленно это не было. Но одно дело строевая рутина и совсем другое – реальная боевая задача, где команда – «Из окопов!» могла означать мгновенную смерть. Всё-таки не каждый готов отдать свою жизнь только лишь ради подчинения приказу, должен быть и другой, куда более весомый стимул. Да, на любой войне всегда были дезертиры, перебежчики. То что показал Михалков, это если хотите, – обратная сторона Подвига, но, согласитесь, только с таким отношением к делу мы бы войну не выиграли.
Возможно, Подвиг будет показан в 3-ей части. Впрочем сам Михалков говорит о ней как о «более женском» кино, т.ч. не факт, что до него вообще дойдёт дело.


Так же Н.С. считает, что «Ветераны свое кино о войне уже получили». Не согласен. Для того чтобы показать Подвиг, нужно показать – трусость. А эта тема у нас долгое время находилась под запретом, поэтому в старых фильмах о войне – в центре всегда характер и – индивидуальный подвиг, но не Подвиг всего народа. В этих фильмах вы не увидите обоссаных солдат, которые, всё-таки, взяв себя в руки, пошли бы в атаку. Там в атаку идут сразу, без колебаний. Сегодня такая лощёность зрителю не интересна, правда важнее, а она, как минимум в том, что мы – победили, и победили величайшей ценой.
Поэтому странно, что задумав рассказать правду о войне, Михалков, в каждом эпизоде останавливается там, где, собственно, и должен начинаться Подвиг.


Теперь о роли фильма. Учитывая затраты, а так же амбиции авторов вернуть растраченное, можно говорить о том, что фильмом этим, хотят накормить досыта как минимум полстраны, иначе расходы никогда не покроются. Были отмечены случаи принудительного посещения кинотеатров школьниками на Дальнем Востоке. Что ж, давайте задумаемся что они могут вынести из такого кино: например, заявят на уроке истории, что русских закидывали пиродскими ложками. А ведь в таком возрасте – не переубедишь – для подростка авторитет куда важнее фактов, да и фильм построен как несвязанные между собой сюжеты, т.е. в нём напрочь отсутствует самая главная художественная составляющая, коей можно было бы объяснить исторические противоречия – сюжет. Но между тем, кино для молодёжи всегда было более авторитеным, чем учебники. Вообще, русский солдат Михалкова – это чмо, да и не только солдат. В фильме, мы только и делаем что взрываем своих же, вытираем друг о друга ноги. Там вообще нет положительных героев. Котов спит и видит как бы, по барски, за чуб, окунуть Сталина в торт и, дай ему волю, он обязательно бы распустил руки. Обратите внимание, люди не сплотились против общего врага, они упорно идут по головам соседа. Не это ли – великая ложь Предстояния?
Угнетает ещё и то, что кино снято на гос.дотации, а значит может смело сопровождаться классической для советского кино, фразой – по заказу Гостелерадио… Такой наши сегодняшние вожди видят нашу историю.


В преддверии премьеры, Михалков неустанно повторял, что это – его ответ Спилбергу, т.к. сегодняшнее поколение обязано знать и т.д. Начнём с того, что Францию освобождал именно второй фронт, русских там даже и близко не было, т.ч. тут Спилберг никого не обманул. Зато, как ни странно, он очень точен в изображении Подвига – того самого, которым Михалков сознательно пренебрегает на протяжении всей картины. Но, фильм, похоже это целая серия плевков. Как вам железная длань Котова, с выдвижными лезвиями – и это на зоне то? Пьфу на вас, Фредди Крюгер. А как вам фраза умирающего от ожогов юнца – «покажи сиськи»? Видимо это наш ответ тупым голливудским комедиям ал-я «Американский Пирог» – фраза то ведь, прямиком оттуда. Есть там и свой Пёрл-Харбор (или Титаник…, да нет – мины, самолёты – Пёрл-Харбор).



ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.06.2010. Утомленные Михалковым - 2