После развала СССР очень многим кажется, что наш кинематограф стал не айс. Есть конечно и позитивные моменты, но это только моменты. Общую картину ещё больше усугубляет ситуация с прокатом. В России в год снимается порядка 100 лент, но в прокат попадают далеко не все
Лично мне отечественное кино не нравится. Плеваться хочется от Антикиллеров, Меченосцев и т.п. Но до поры до времени я решительно не понимал почему. Скажем, Михалков, согласился сняться в Статском Советнике (2005), только после того как увидел предшествующую ей работу (В движении, 2002). Казалось бы – если такой режиссёр как Михалков положительно отзывается о режиссуре, в данном случае -- Филиппа Янковского, то халтуры быть не должно. А между тем Статский Советник – весьма заурядный, в том числе и с позиции режиссуры, фильм.
Но вот, не так давно, мне вспомнилось два несвязанных эпизода моего прошлого, которые связались воедино и, в лучших традициях гегелевской диалектики, синтезировали идею (о ней ниже).
1.
Давным-давно, ещё в школе, попался мне в руки аудио диск «Tarantino 100% hits» Сначала vol.1, а потом и vol. 2. Было это кажется в 97-м. На тот момент последним что снял Квентин было «Криминальное Чтиво». Ну, дык вот, на дисках были вперемешку сложены саундтреки из множества фильмов (Dusk Till Dawn, Desperado и т.п.). А так как инета тогда у меня ещё не было (да что там у меня – его и в городе ещё не нагородили), то и подробной инфы по упоминавшимся лентам было негде взять. В общем я решил тогда что всё перечисленное – дело рук самого Тарантино и жутко его зауважал (тем более что половину я видел точно). Началась долгая охота за фильмографией Квентина. В течении которой выяснилось, что далеко не все фильмы – его, что он вообще только 3 фильма снял и т.п. Но, то, что было начато в детстве ыуло уже не так легко остановить банальным разочарованием в идейной подоплёке. В общем искал я уже не столько ленты Тарантино, сколько – ленты перечисленные на диске. И оставалось там буквально пару не смотренных картин – 4 Rooms, да True Romance. Я, кстати не случайно даю непереведённые названия, т.к. именно такими они были заявлены на в аннотации к дискам. И если кое что можно было легко перевести, т.к. переведённые названия были, в общем-то на слуху, то, например, с Desperado я был долго в раздумьях – дословно «Сорви-голова», но ничего такого не попадалось (вот так, к слову, люди и жили – без инета ^_^ ). Вот и с True Romance вышла загвоздка – толи Истинная, толи Настоящая, а может речь вообще о романсах… Но вдруг, о чудо!, фильм попался где-то в подмосковном санатории, где я проходил обучение по своим первым админским курсам (4 комнаты, кстати, нашлись там же). Фильм я тут же передрал, но до просмотра дело дошло только по возвращению. Оказалось фильм – без перевода O_o
С английским я был знаком только на уровне чтения со словарём, т.ч. о восприятии на слух речи быть не могло (там, кстати вначале Слейтер вообще очень невнятно бормочет, зависнув над барной стойкой и подперев голову рукой, т.ч. – шансов вообще никаких не было). Скажу честно, если бы не идея фикс -- с просмотром «всей фильмографии Тарантино», то хрен бы я вообще стал смотреть такой вариант (тем паче, что не все уже просмотренные работы мне пришлись по душе), но отступать уже было некуда -- этот фильм был последним в списке. Пришлось смотреть – as is.
Результат – я ни слова не понял из диалогов, но прекрасно понял содержание фильма. Кто там и что там и куда и зачем. Из всего этого сделал вывод, что голливудские фильмы можно смотреть и без перевода – и так всё понятно.
2.
Было это уже после второй истории. Жил в Хантах. Родители за 1300 км. ж/д в Хантах нет, ибо там вообще ничего нет, кроме денег от нефтедобычи регионов (кончится нефть – и превратится столица округа в обычный рыбачий посёлок). В общем путешествии до ближайшего места пересадки на автобусе занимало 18 часов (был вариант с пересадками: автобус до Пыть-Яха и дальше на ж/д, но он не устраивал из-за времени прибытия). Поездка начиналась где-то в 13-00 и заканчивалась в 5, 6 утра (если посчитаете, то 18-ти часов вы не получите, но это – Россия. По расписанию прибытие на вокзал в 9-00. В реальности никто и никогда не приезжал так поздно. Спросите, почему время не перенесли на 6 утра? Отвечаю – в 6-ть утра автовокзал закрыт.). Зимой темнеет рано, особенно на севере, т.ч. кино начинали показывать тоже рано. За поездку, иногда, успевали показать до 3-х фильмов. И вот однажды, значит еду я еду. Посмотрел каку-то очередную муть, время где-то 21-00, спать вроде как рано, но смотреть уже вообще ничего не хочется. Водила включил какое-то отечественное кино. Я закрыл глаз и отвернулся. Уснуть не получалось, поэтому я слушал. Скажу честно, я понятие не имею кто снимался в шедшем фильме, т.к. глаза так и не открыл, но! Не смотря на это – я прекрасно понимал что происходит на кране. Картинка воссоздавалась по диалогам, хлопанью дверей, скрипу половиц, снега и т.п. Тогда я сделал для себя другой вывод – русское кино можно смотреть… не глядя.
Стоп! Вот она главная причина кризиса нашего кино – его не обязательно смотреть! А ведь фильм, как не верти, нужно именно смотреть. Т.е. картина должна приковывать взгляд. Как? Это отдельный вопрос. Собственно об этом – ниже.
Теперь давайте разберёмся детальней.
Да, Голливуд, давным-давно понял что главное для зрителя – зрелище, и, как мог, -- гипертрофировал эту идею. Миллионы выбрасываются исключительно на спецэффекты, и они, как не странно, -- возвращаются. Не буду далеко бегать за примерами. Достаточно назвать последнее УГ – Аватар. Единственно что интересно в фильме – зрелищность, т.к. всё остальное вообще не выдерживает никакой критики (даже цветовая палитра выбрана, хоть и яркая, но совершенно безвкусная). И тем ни менее 2 млд. прибыли при 500 млн затрат. Но ведь далеко ни всем и не всегда интересна зрелищность. Взять хотя бы советское время. Вспомните любой «блокбастер» той эпохи – ну где там зрелищность? Но ведь – смотрится. А сегодняшние – нет (я не беру, скажем Дозоры, т.к. там упор именно на зрелищность и спецэффекты, т.к. это – голливудское кино, хотя и снято у нас). Почему?
Ответ прост. В тех фильмах, хотя и не было ничего эффектного, но глаз всё-таки радовался – актёрской игрой. А что сейчас? Я не вижу ни одного стоящего молодого актёра. Не так давно на экранах шли стиляги. Фильм хороший – красочный, атмосферный, позитивный… но актёрская игра. Мне понравился только Гармаш, но ему уже за 50!
Помню Мишаня (знакомый), показывал, «на перемотке», толи Стритрейсеры, толи ещё что-то такое. В общем, там в самом начале, ещё на титрах, Чадов гонял на танке. Так вот Мишаня специально показал момент когда Чадов выпазит из остановившегося танка через люк – брезгливо так, опираясь на основание ладони и, вытянув пальцы по струнке, – чтобы не дай бог замараться об обшивку. Собственно там ещё было много трэша, но это уже – режиссёрские промашки. Главное другое – качество актёрской игры сегодня вообще ни как не связано с популярностью того или иного актёра (актрисы). Мы наплодили звёзд, но при этом отказывается снимать голливудское кино. А ведь в не голливудском кино – звёзды, только по смазливой внешности, нафиг не нужны.
Другой пример. Ныне покойный С.Бодров. Меня вообще удивляло как он с такой игрой мог не просто попасть в кино, а ещё и стать там звездой, но потом я задумался над характером Данилы Багрова из Брата. Ведь по задумке, Данила – этакий лох из деревни, который в критических ситуациях ведёт себя действительно круто. Думается мне, что 99% молодых претендентов на данную роль попросту начали бы играть Джейсов Бондов, чем запороли бы всю соль проекта. Бодров же – играть не умел, но при этом, естественным образом, смотрелся быковатым деревенщиной, не врубающимся в современные реалии города. Другими словами – у Балабанова вообще вариантов не было: или запороть фильм пригласив «талантливую» молодую звезду, или позвать Бодрова, который, даже если очень постарается, не сумеет сыграть никого кроме самого себя.
В общем, для выхода из кризиса, нашему кинематографу нужны хорошие актёры, т.к. снимать зрелищные ленты, никто кроме Бекмамбетова не умеет.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.