Бунт, а не бегство...

Борис Пинаев: литературный дневник

...Чтобы быть особенно успешным в этом мире (успешным только на некое время), нужно полностью омертветь для звуков из иного мира.
Нужно приобрести бесчувствие к прикосновениям иной реальности.
Запад честно пошел по этому пути и, как пиявка от дурной крови, стал набухать
и становиться сильнее. А мы недоумевали.
Как же – и Бога оставил, и силой наполнился? Можно ли это?
Ведь явный соблазн. Отсюда то отторжение, то спешное желание воплотить всякую западную идею, желание догнать и перегнать.


И вот наконец стало ясно, что у Колосса с золотой головой и серебряными плечами ноги глиняные. Даже – пластмассовые. А у нас хоть голова не то что не золотая, но еще иногда и немытая, но зато ноги свои, а не глиняные. И там, где раньше мы видели только величие человека и его победы – одни победы и победы, – там мы видим теперь только аккуратный фасад, за которым человек гниет, тоскует и развращается.


Хватит говорить о том, что мы не творим, а подражаем.
Что мы сидим в тени и устранены от общего училища человечества.
Хватит. Если бы сам Чаадаев жил сегодня, он бы этого уже не сказал.
У нас есть нравственно-аскетический идеал,
который воплотился в восточном монашестве и полюблен нами с самого начала
нашей личной истории. Это не безделица. Это стержень человеческой жизни.


Представьте, что у вас есть колодец с водой. Эка невидаль!
Воды везде у всех полно. У некоторых даже есть джакузи
и автоматический полив газона, а у вас только колодец.
Но теперь представьте, что у всех лопнули трубы, засорились каналы,
зашипели краны и пересохли источники. А у вас – колодец!
Тот самый колодец, но неимоверно возросший в цене.
По сути – бесценный колодец.


Таким бесценным колодцем в эпоху отчаяния и общего невроза,
бытового безбожия и всемирной тоски у нас является Православие.
Православие, а в нем – Семья, Покаяние, Литургия, Таинства.
И конечно – монашество, которое столько раз уже удерживало нас
на краю и до сих пор удерживает.


Это и есть та прохладная, как Гедеонова роса, мысль, пришедшая ко мне во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о собственном бессмертии, о Фрэнсисе Фукуяме, Фридрихе Ницше и последнем человеке, который моргает, глядя на звезду.


Протоиерей Андрей Ткачев. Православие.ру.
2 сентября 2015 года
. (Это окончание большой статьи отца Андрея)) .



Другие статьи в литературном дневнике: