Спрашивала Марина Струкова...Author: ВЕЛИЧИЕ ЗАМЫСЛА
1. Каковы, на ваш взгляд, проблемы современной патриотической прозы и поэзии? 2. Не кажется ли вам, что критики перестали критиковать авторов своего политического лагеря, когда вы в последний раз критиковали автора-патриота? 3. Кого из новых, пока малоизвестных молодых авторов, возможно, из провинции, вы могли бы сейчас назвать, открыть читателям?
1. У патриотической литературы катастрофические проблемы. Если честно, реальная литература существует как бы вне Союза писателей. Писатели живут отдельно от него. Я вижу десятки талантливейших молодых или относительно молодых авторов, патриотические писатели есть, но патриотической литературы в целом, как явления, нет – нет общего процесса, движения. Каждый поэт, писатель сам по себе – где-то творит Шемшученко, где-то Зиновьев, где-то Струкова. Все идут своим путём поодиночке. Нужны журналы и газеты, которые бы объединяли их, постоянно выдвигали новые тенденции. В какой-то мере я пробую это делать в своей газете. Можно сказать, что серьёзной проблемой современной патриотической литературы является и отсутствие поддержки власти. Помните, как императрица Екатерина насильно заставляла крестьян сажать картошку, они не хотели сажать, бунтовали, бывали биты за это батогами и плетьми. Но теперь без картошки нельзя представить русского крестьянина. Так вот точно так же власть обязана насаждать национальную русскую культуру... У власти нет своей культуры, своей литературы. Конечно, пусть развиваются все направления, вплоть до порнухи, но на литературу, которая пропагандирует здоровые традиционные национальные ценности, государство должно выделять деньги. Вы думаете, в Америке не выделяют деньги на культуру? Выделяют бешеные деньги, но на необходимое государству, а не на разрушающее его искусство. Обеспечивают Голливуд, создающий культ «американской мечты». А есть отдельные троцкистские киностудии, фашистские киностудии; Америка – страна свободная. Но государство выделяет деньги на то, что необходимо государству. Если нашему государству не нужна патриотика, а сами патриоты тоже не могут сорганизоваться, то патриотический литературный процесс в России в состоянии хаоса. Авторы творят поодиночке, без поддержки, прорываются к читателю своими силами. А ведь либеральный литературный процесс существует, и практически всё поле отечественной культуры – от телевизора до печатных СМИ (за редчайшим исключением: например, выступит Проханов), занято либеральной литературой. Я внимательно слежу и за либеральной литературой. Там есть одарённые писатели, но ярких талантов нет. Ведь чтобы состоялось крупное литературное явление, должно быть величие замысла. Не просто: констатировать умирание России, чем и на самом деле увлекается Николай Зиновьев в своих стихах, мол, мы умираем, умираем, умираем… Нужно замахнуться на что-то великое. Можно не справиться с этим, но когда будет величие замысла, тогда будет и великая литература. 2. В нормальной стране, где развивается литературный процесс, в Америке, в Германии, во Франции, либералы и патриотически настроенные авторы тоже в разных лагерях, но они взаимосвязаны – либеральные критики ругают патриотов, патриоты – либералов, но если видят настоящий талант, то, несмотря на разницу в политических взглядах, смогут оценить объективно. Ведь и у нас когда-то либеральные критики не нападали на Кузнецова и Рубцова, а патриотические обходили Бродского. То есть выстраивалась общая иерархия талантов. Так и должно быть. Сейчас я не вижу иерархии таланта. Конечно, патриотические критики десять раз подумают, прежде чем ругать своего бездарного товарища, потому что на это есть либералы, пусть они ругают. Не будем отнимать хлеб у либералов. Бездарей и у нас и у них достаточно, бездарь часто прикрывается идеей, независимо – либеральной, патриотической. Надо прикрыться, если таланта нет, и вот он начинает: «Меня тут душат, потому что я против Путина». Или: «Потому что я за великую Россию». А на самом деле ты графоман – вот и всё. Может быть, я исключение из критиков, но могу вспомнить ряд авторов, которых я и критиковал в своих статьях. Того же Бориса Орлова из Питера, крайне неровного поэта, который является председателем местного Союза писателей, поэтому его якобы трогать нельзя. И здесь, выступая на съездах и пленумах, я сплошь и рядом задеваю часто именно бездарных. Это не значит, что все патриоты бездарны. Но о них все должны знать. Где они, Семичев, Сырнева и другие талантливые авторы? Выберите в актив Юрия Козлова, выберите Александра Сегеня, других ярких и одарённых. Я представляю, что если бы сюда во главе чего-то поставить Захара Прилепина… Какая бы тут шебутня завертелась, в хорошем смысле слова. Нашли бы и финансовые возможности для развития. Ведь там, где живое дело, находится и заинтересованный спонсор. А если нет ничего талантливого, яркого, то куда приходят писатели? Ко мне в газету, да к Дорошенко, потому что он делает действительно неплохой сайт. Так что, как видите, я ругаю наших бездарей и поодиночке и оптом, но всё-таки считаю правильной систему, когда либеральные критики громят бездарных патриотов, патриотические критики громят бездарных либералов и в результате выстраивается общая иерархия талантов. На днях видел поэтический фестиваль. Руководят Евгений Рейн и Александр Кушнер. Искренне считаю их отличными поэтами, но меня поразило – они руководят русской поэзией! Почему тот же Рейн не мог сказать: «Ребята, это несправедливо! Давайте вот я, а рядом будет со мной соруководить Станислав Куняев»? Или Кушнер не сказал: «Пусть вместе со мной фестивалем руководит Глеб Горбовский»? А тут получается, что вся поэзия развивается в либеральном направлении. Но ведь кто-то наблюдает за тем, что происходит в сфере культуры. О чём же думает президент? Или он сдал всю Россию и боится сказать слово «русский», «русская литература»? Когда-то Черномырдин обмолвился: «Я говорю на российском языке». И мы к этому придём. О русской литературе уже боятся говорить. Путин как-то сказал: «русская литература», а потом поправился: «российская». По всем законам мы – мононациональная страна. Но надо уважать каждый народ. Даже самый маленький народ нашей Родины уникален и обогащает мировую культуру в целом. Но под контролем государствообразующего русского народа и государствообразующей русской литературы. 3. Среди авторов «Дня литературы» есть много пока малоизвестных, но многообещающих прозаиков, поэтов, критиков. Русский народ – талантливый народ. Я объездил весь мир, и скажу честно, порой в нашей пивной с простыми алкашами общаться интереснее, чем в компании зарубежных интеллектуалов на международном мероприятии. Эти господа скучно, занудно говорят одно и то же, а наш русский мужик природно талантлив, мудр, остроумен; другое дело, что порой он не имеет возможности реализоваться. Но каждое поколение выдвигает своих представителей в мир большой литературы. Я назову авторов разного возраста, перспективных, на мой взгляд. Это Михаил Кильдяшов, Алексей Татаринов, Елена Сапрыкина, Ольга Бурова, Роман Эсс, Игорь Палашов, Виктор Байгужаков, Алла Журба, Ярослав Кауров, Елена Родченкова... Вячеслав ЛЮТЫЙ (журнал «Подъём») Разумеется, важность вещей, в которых автор показывает лишь собственную оригинальность или щеголяет формой без умения донести до читателя гармонию повествовательной интонации или музыку стиха, – ничтожна. Оттенки смысла, в которых таится тайна недосказанного, формируют обаяние прозы и поэзии; тогда как многие опусы современных «сказителей» и версификаторов заунывно одномерны и совершенно лишены личностного авторского фундамента. Мне хотелось бы видеть на литературных страницах сказки и женскую прозу, военные сюжеты и лирику, исповедальные романы и повести, фантастику и жизненные новеллы. И ещё многое, самое разное, но «сделанное» хорошо, без наглой позы: «Вы нас ещё не знаете? Тогда мы идём к вам!..». В очень большой степени отбор лучших произведений настоящей отечественной литературы зависит от нашей критики. Не говоря уж о том, что она сама должна соответствовать в языковом отношении и образам, и уму поэзии и прозы, в критике необходимо резко сократить обслуживающее начало – и паточно-сахарное, и идеологически разгромное. Не о восхищении и негодовании речь – о трафаретных эмоциях и их суконном письменном воплощении. А в целом – пора понять, что русские – это большой народ, и его литература отличается широтой и зоркостью, и в полноте своей велика даже сегодня. В противном случае все сведется к пошлому равенству: отругал-похвалил двух либералов – похвалил-отругал двух патриотов. Главное, что отличает почвенную литературу от произведений «воздушных», послушных мировым ветрам, – это любовь к своей земле. Не забывая о таком ориентире, критик погружается в толщу художественного текста и уже затем ведёт речь о достоинствах и недостатках произведения, понимая его как целостное авторское высказывание. На мой взгляд, толстым журналам необходимо не только поддерживать творческую молодежь, но и открывать писателей ещё не узнанных нами, скрытых в каком-то чудовищном затворе, однако обладающих живым и умным словом, яркой мыслью, глубокой образностью. Отчасти такую задачу решает Антология авторов, родившихся в 1960-70-х годах, которую выпускает как редактор-составитель Борис Лукин. Она называется «Наше время». Вот только несколько имён, но читатель, несомненно, с интересом откроет сборники стихотворений или вчитается в рассказы и повести этих авторов. А ведь таких писателей – ярких, молодых и яростных, на редкость лиричных и умных, я уверен, много на бескрайних российских просторах. Ренат АЙМАЛЕТДИНОВ (интернет-журнал «Парус») 1. В своём последнем интервью прекрасный русский писатель Леонид Бородин высказался по этому поводу совершенно определенно: «Сегодня русская литература — это литература изгоев». Василий Киляков, другой русский прозаик, живущий в Подмосковье, буквально кричит в своих частично опубликованных дневниках: «Русская литература оккупирована! Она не умирает, она уничтожается зло, намеренно и гадко… Русские поэты, критики и писатели, вынужденные писать в стол… издаваться за свои деньги крохотными тиражами, ужимая себя во всём: в питании, в одежонке детишкам и внукам, в выборе минуты для творчества… все вы — солдаты на фронте… противостоите полчищам, как триста спартанцев – армаде персов…». Но то же самое можно ведь сказать не только о литературе: изгоняется, вытесняется, подавляется сегодня всё русское – и мысль, и слово, и дело, – и методично, безжалостно подменяется чем-то совсем иным, зачастую прямо враждебным. Сокращается, в конце концов, сам народ — носитель этого великого духа и исконный хозяин русской земли. Трудно в таких условиях рассуждать о «проблемах» современной русской литературы: в самом деле, какие могут быть «проблемы» у сражающегося из последних сил писателя-изгоя, когда на карту поставлено физическое и духовное выживание нации?.. 2. Не являясь профессиональным литературным критиком, но будучи редактором поэтической рубрики литературного журнала «Парус», я предпочитаю вести частную переписку с авторами, в которой позволяю себе высказывать соображения по поводу их произведений. Так что ответить на второй вопрос мне, по сути, нечего. Что же касается первого, то, по моему мнению, такое впечатление неизбежно будет возникать до тех пор, пока существует само деление на враждебные идеологические станы, ведь вполне естественно и по-человечески понятно, что обличительная критика почти всегда адресована противнику. Но столь же очевидно и то, что литературный критик не должен забывать и о прочих своих обязанностях перед соратниками (писателями и читателями): взвешенно, аргументированно указывать на те или иные недостатки и возможные пути их преодоления, способствовать авторскому и читательскому росту. 3. Как раз авторов из провинции мне бы и хотелось отметить. Это оренбургские поэты Вадим Бакулин и Илья Кириллов, поэт из Новокуйбышевска Сергей Бударин, Александр Дьячков из Екатеринбурга, Юлия Фролова, живущая в Тамбовской области. Всех их объединяет не только молодость и талант, но и живое, редкое сегодня чувство родной земли. Вырастут ли они в больших поэтов? Время покажет. Но главное, как мне кажется, даже не в этом. Сегодня русская литература нуждается не столько в гениях-«полководцах», сколько в честных крепких «рядовых» и «младших офицерах», ясно понимающих, с кем и за что они воюют. Спрашивала Марина СТРУКОВА © Copyright: Борис Пинаев, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|