Священник Анатолий Гармаев.ОБРЕСТИ СЕБЯ.
Нравственная психология и педагогика.
Семидесятилетний разрыв преемственности православной жизни привел к
явлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми:
любящими, заботящимися, добрыми, искренними, открытыми, доверительными и
ответственными, многие из нас на начальных этапах воцерковления возомнили
себя не просто церковными, не просто православными, - носителями истины в
последней инстанции.
Плоды нашей "молитвенности" -- наши домашние стали врагами нам. Плоды
нашего "воздержания" -- развалившиеся семьи, более-менее благополучные до
воцерковления одного из супругов... Плоды нашего "благочестия" -- наши
ближние, перестав быть нейтральными по отношению к вере, превратились в
откровенных хулителей Церкви, "свихнувшей" их жену (мужа), мать (отца), дочь
(сына). А, может быть, все же виноваты не "они", а мы?
--Да нет, вроде бы на нас сбываются Писания...
--А если честно... еще честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру, ты
стала верующей, а твой муж запил?
--А я за него читаю акафист "Неупиваемая Чаша".
-- "За него" или "против него" ? При этом любишь ли ты его ? В чем это
конкретно проявляется ?
--Как же мне его, такого пьяницу, любить-то?.. В Церковь идти не хочет,
невенчаный...
Вот такой диалог.
Не раскрывшись в супружестве, в подлинном отцовстве-материнстве, не
научившись быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями,
мы ищем духовного, а духовное не дается нам.
Используя наработанные в течение нашей мирской жизни механизмы
достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни
-- священного сана, другие -- рабочего места в сферах околоцерковного
бизнеса, третьи -- привилегированного положения в ближайшем кругу особо
чтимых народом духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради
чего? Привычные шаблоны и стереотипы, желание "стать", восприятие церковной
жизни как поприща для САМОсовершенствования не дают увидеть главного: где же
во всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к
ближнему, прежде всего САМОМУ БЛИЖНЕМУ: моему супругу, моим детям, моим
родителям? А если кажется, что все же есть любовь, хватит ли мужества честно
ответить на вопрос: любовь ли это ?
-- При чем здесь "психология" -- мирская наука, нужно все по святым
отцам...
-- Психология -- наука о душе, ведь прежде -- душевное, а потом --
духовное. Так говорит Священное Писание. Лучшими и глубочайшими психологами
были святые старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план человека. В
душевном все ли у тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек,
который, не раскрывшись в душевных качествах своих, начал строить здание
духовных добродетелей, точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает
такую стену гордыни и эгоизма, которую невозможно потом взорвать никому.
Ведь все поставлено на цементе совершенно правильных формул: изречениях
святых отцов, советах и благословениях любимых духовников. При этом гордость
всех окружающих (пресловутых "ближних") будет отслеживаться и тут же
обличаться. Любой же, покусившийся говорить о гордости обличителя, будет тут
же остановлен и осажен. Кто-то сказал однажды: "Аскетика без любви похожа на
замок Снежной Королевы"...
-- Вы имеете в виду духовную любовь...
-- Нет, прежде всего -- душевную, человеческую, которая переживает за
другого, жалеет его, согревает, когда ему холодно и не лезет со своими
советами, когда не просят... Мне иногда кажется, что за внешней
церковностью, за церковной терминологией ("простите", "благословите",
"искушение"), за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, модернизмом
и прочим масонством), за постоянным механическим перечислением восьми
основных грехов и их производных люди просто хотят спрятаться от движения
вглубь, от встречи с самим собой настоящим...
-- Что вы такое говорите? Ведь есть же какие-то вещи...
-- ...а ведь путь к Богу, по словам Исаака Сирина, лежит через путь к
самому себе.
-- Но ведь Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что без Бога все
человеческие "добрые дела" - ничто, а вы нам тут предлагаете...
-- Прежде чем говорить о них, давайте хоть до этого уровня дотянемся.
Давайте учиться открытости, искренности, умению доверять, наконец.
-- Да ну Вас с Вашей психологией...
-- Давайте, не закрываясь правилами и цитатами, посмотрим на всю нашу
жизнь глазами нравственного человека, исследуем те глубинные уровни нашего
душевного устроения, ту почву наших человеческих сердец, на которую так и не
привилась ветвь Христова нрава. Ведь само понятие "нравственность"
происходит от слова "нрав".
Слишком часто мы сами не даем своим ближним прийти ко Христу. Один
духовник сказал по этому поводу:
"Иногда люди забираются на такие духовные высоты, с которых не видно
живых людей". Бог являет Себя нам в человеке, созданном по образу Божию. И
неверующий человек (наш самый ближний!) сохраняет этот образ. И нет нам
никакой пользы, если мы, воцерковляясь, так и не засветились любовью.
Вы никогда не задумывались, почему мы, считая себя "в принципе
неплохими людьми", на самом деле такие без-Совестные? Почему на многие
необходимейшие дела у нас не хватает Душевных Сил? И чем закончится нынешний
конфликт поколений? Почему сегодня разваливаются семьи? Почему православные
семьи разрушаются с ускорением?
Небольшой отрывок:
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Чем больше человечество погружается в потребности Эго, тем более вся
техническая оснащенность цивилизации работает на их удовлетворение, и способ
удовлетворения становится день изо дня все более изощренным. При этой
внешней изощренности на внутреннем плане происходит все большее приближение
к оголенным (как оголенные провода) ритмам конкретных Эго-влечений. Особенно
это видно на ритмах сексуальности. Сегодняшняя рок-музыка -- это практически
только такие ритмы.
Когда-то в периоды духовного кризиса на Западе вдруг были открыты ритмы
Африки. Неожиданно в оскудевшей западной духовной атмосфере они оказались
как бы палочкой-выручалочкой. Человек снова зажил интересно! Только если в
Африке эти ритмы сдерживались в человеке жесткими табу, теми табу, которые
существуют в обычаях этих народов и потому не дают разгула сексуальности,
несмотря на характер самих ритмов, то в западных условиях, где таких табу не
существует, эти ритмы на фоне бездуховности вдруг произвели неожиданный бум.
Так родилась рок-музыка. Едва родившись в условиях снятых внешних и
внутренних табу (внешних табу нет, потому что не было сдерживающих обычаев и
традиций; внутренних-- не было, потому что Духовность, то состояние
целомудрия, которое сдерживает изнутри человеческую сексуальность, пришло в
кризис), сексуальные ритмы в творчестве начали расти семимильными шагами.
Действительно, на протяжении буквально всего лишь тридцати лет
рок-музыка произвела переворот в эмоциональной жизни людей. Это семимильное
шагание в творении все более ярких образцов рок-музыки в конечном итоге
привело к сегодняшнему состоянию, когда наиболее талантливые рок-музыканты
исполняют свою музыку только ради одного: выйти на сцену, забыть про
зрительный зал, максимально отрешиться от всего окружающего и погрузиться в
то, что доминантно звучит в самом исполнителе. И так как основу рок-музыки
составляют ударные инструменты, основное воздействие осуществляется
ударником. Он, отдаваясь ритмам своей сексуальности, в конечном итоге выдает
эти ритмы вовне, в ударнике. Зрительный зал, вслушиваясь в эти ритмы,
естественно, откликается своей собственной сексуальностью, идет интенсивное
пробуждение этих ритмов в человеке. Отклик на них в человеке происходит во
всех мышцах, каждая мышца звучит. Едва только начинают звучать ритмы
современной музыки, как немедленно каждый услышавший начинает испытывать в
себе желание покачивания в такт, похлопывания ладонями, движения ногами и
т.д. Все начинает двигаться в такт...
Музыка, близкая к Духовности, не может слышаться телом. Первый концерт
Чайковского телом услышать невозможно. Тело на него не реагирует. На
"Реквием" Моцарта тело также не откликается. На музыку, близкую к
Духовности, откликается душа человека, поэтому звучание происходит совсем в
другой области человеческого "Я". И ритмы, которые при этом начинают
пробуждаться в человеке, совершенно другие, интенсивность их иная. В этом
разница между современной и классической музыкой, хотя не любая классическая
музыка является духовной.
Сегодняшние ритмы рок-ансамблей, воспроизводимые людьми, имеющими
разные доминанты собственных Эго-влечений, задают ритмы всех восьми
Эго-влечений. Особенно ярко в них действуют ритмы сексуальности, влечения к
пище, гнева, печали, праздности. И вот эти фундаментальные ритмы в течение
одного концерта посредством профессионального навыка в отдаче Эго ритмам
исполнителей обрушиваются на человека, на зрительный зал. Недаром там, где
молодежь с искренностью отвечает на эти ритмы, после концертов (психологи
подтвердили это экспериментами) усиливается потребность к
пище. Мороженое, например, после концерта идет лучше, чем до него; различные
сексуальные проявления у молодежи становятся более ярко выраженными, чем до
концерта. Более того, известны факты, когда на этих огромных стадионах
сексуальность активизировалась во время самого концерта... Ритмы печали,
активизированные на таком концерте, приводят молодежь к самоубийству или
провоцировали попытки самоубийства. Ритмы гнева приводят к тому, что
молодежь иногда на самом концерте отгрызает друг другу уши, носы, вгрызается
в тело, бьет и истязает. В Барнауле в доперестроечные годы во времена
повального увлечения рок-музыкой произошел фантастический случай, который
привел в совершенное замешательство организаторов этих концертов:
выяснилось, что во время концерта четверо двадцатилетних парней невесть где
нашли ведро и в центре стадиона, на котором устраивалось шоу, лбами разбили
его всмятку. Зачем они это делали -- непонятно, но, если вглядеться с
позиции страстных влечений гнева и печали, то становится ясно: соединяясь
вместе, они могут выдать такую внешнюю реакцию, такое внешнее поведение.
К сожалению, сегодня ритмы Эго, проходя через Эмоциональность, активно
возбуждаются в каждом из нас через просмотр телевизионных передач: одна
передача фантастичнее другой по экстенсивности эффектов, которые усиливаются
и с помощью резких смен цветовой гаммы, и с помощью различных спецэффектов.
Практически человек оказывается безоружным перед этим давлением на него
Эмоциональности, и даже самые сдержанные в Эмоциональности люди,
остановившись "на минутку" перед телевизором, в конечном итоге, окунаются в
него на полтора-два часа.
РИТМЫ ЭГО И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Неудивительно, что дети, сызмала находясь в телевизионном ритме,
улавливают их и живут страстной Эмоциональностью Эго-влечений.
Характер внешнего поведения детей резко изменился. Наблюдательный
взгляд видит, что сегодняшние дети, особенно девочки, несут в себе ритмы
гордости. Сама походка, жест, посадка головы, движение головы -- это
движение гордости, движение честолюбия, движение надменности,
самодостоинства, самодостаточности. Маленькая девяти - десятилетняя девочка
вздергивает головку так, как будто она взрослая, видавшая виды женщина,
очень уверенная в себе, властно управляющая всеми вокруг. Таких примеров
очень много.
Еще один очень печальный факт: дети сегодня перестали играть в простые
игры. Каждая игра имеет свой ритм, и потребность к той или иной игре -- это
потребность внутреннего "Я" человека. Если же человек отдан Эго-Триадным
состояниям и Эго-влечения в нем доминантно усилены, энергетически
обеспечены, то он все более и более жаждет именно Эго-влеченческих игр в
своем внешнем проявлении.
Неудивительно, что в танцах разных времен, народов, культур тоже
существует очень четкое изменение характера танца. Возьмите танцы
средневековые, затем -- середины нынешнего века и танцы последних времен. Вы
увидите, что внешний рисунок танца, его ритмика меняются. А ритмика всегда
идет в удовлетворение внутренних потребностей человека, потому что нет более
удовлетворяющего свободного действия, чем танец. Танец -- это отражение на
внешнем плане внутренней жизни человека. И неудивительно, что по мере того,
как ритмы Эго смещались в сторону доминантно сексуальных ритмов, танец менял
свой внешний ритм и внешние очертания. Причем, чем больше выражен единичный
ритм какого-либо влечения, тем менее выражены формы, в которых он
выполняется, т.е. формы оскудевают. Неудивительно, что сегодня наиболее
скудная по внешним формам, но наиболее сладостная по внутренним переживаниям
форма танца -- в виде круга, в который собирается молодежь. Еще более
упрощенная форма -- круг снимается, идет просто общая масса, толпа, и
повторяется одно и то же очень однообразное и примитивное движение, но
главное-- сохраняющее внутренний ритм. При этом вовсе не значимо наличие
партнера, это вовсе не важно как я выгляжу перед другими, поэтому не нужно и
наличие света. Более того, чем меньше света, тем меньше акцента на внешнее и
поэтому тем большая погруженность во внутреннее, а внутреннее узкоритмично,
и поэтому сам поступок, поведение, характер танца очень скудны.
Но с оскудением явных внешних признаков проявления человеческой
глубины, естественно, происходит оскудение и всей жизни человека. Если он в
танце скуден, не может быть, чтобы в жизни был глубок и многообразен, ибо
то, что в танце -- происходит и в его жизни, потому что природа его танца и
его жизни одна: погруженность в Эго-ритмы.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.