***Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана: «Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство… Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной». Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные: растения; К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными. Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени. В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость. «Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей. Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек. Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании. Каждый цветок обладал сакральным значением и выполнял определенную цель при подношении богам. Лотос всегда олицетворял духовную чистоту, хризантема означала долголетие. Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию.
Каждый элемент икебаны должен являться отражением величия природы и соответствовать сезону, в котором она создается. Работая с растениями, надо разговаривать с ними. Если в композиции главную роль играют цветы, то ваза должна быть простой. Если же главным элементом является ваза, то цветы должны быть скромными и неприметными. Любые растения хорошо смотрятся в золотистой соломенной корзинке. На сером фоне хорошо смотрятся цветы с нежно-розовым оттенком. Смелый контраст в композициях порой является выигрышным вариантом. Чтобы комбинировать древесные ветки и цветы следует пользоваться высокими и узкими вазами. Рисунок на вазе и общая композиция должны гармонировать друг с другом. С помощью злаков композиции можно придать стойкость и графичность, а растениями с гибкими стеблями – мягкость и живописность. Основание должно иметь красивый и завершенный вид. При создании икебаны ее надо рассматривать на расстоянии. Количество растений может быть как четким числом, так и нечетким, важно, чтобы композиция была гармонична. Надо следить, чтобы листья и цветы не накладывались друг на друга. Композиция должна иметь один акцент. Если в икебане будет несколько одинаковых по цвету и размеру растений, то акцент потеряется.
Если рассматривать икэбану (кстати именно это название правильное), то будет видно, что все 3 линии составляют фигуру в виде треугольника. Небесная линия будет самой верхней. Линия человека будет расположена под углом к ней, но она не должна быть самой длинной. А вот линия земли должна быть самой короткой. Она располагается горизонтально внизу. Обычно хикаэ — это большой цветок (лучше не брать букет из искусственных растений, а само название искусства означает «живые цветы»), а все остальные линии сделаны из веточек, трав и корешков. если необходимо указать на долговечность или юность, то можно использовать сосну или розу. Для непорочности духовной подходит только магнолия. Орхидея ассоциируется с радостью и положительными эмоциями. Для привязки к процветанию и благополучию во всех делах применяют бамбуковые палочки. Связь с природой есть у хризантемы. Особенно этот цветок указывает на солнце и реки. Пожелание мира можно сделать с применением пиона. Этот же цветок ассоциируется с добротой. Чувство достоинства связано с ирисом, а символом выносливости является ива. Кроме таких цветов можно использовать для создания икебан и другие растения — травы и кустарники. К примеру, подойдет ковыль, зерновые культуры, камыш, можжевельник. Все эти растения применяются для создания главных линий. Обязательно нужно учитывать, что не всегда растения будут сочетаться. К примеру, если использовать крупные розовые бутоны и мелкие цветы, то последние станут просто незаметными. Не стоит сочетать веточки от хвойных и лиственных деревьев. Но не только растения используются для создания икебан. Также подойдут мелкие гладкие камушки из стекла, ленточки, пластиковые элементы, галька. Эти материалы будут красивым украшением.
Самостоятельно можно сделать букет, который будет выступать в качестве пожелания изобилия. Богатство является неоднозначным понятием в этом японском искусстве. Здесь учитывается и достаток материального плана, и большой опыт. Для первого символом будет орхидея, а для второго аспекта подойдет илекс (но должно быть много ягод) или сосна. Вариант 2 — любовь. Вариант 3 — сила и стойкость духа. Вариант 4 — крепкая семья. © Copyright: Наталия Крышан, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике: |