***Китайский дворец в Ораниенбауме Ранее Китайский дворец упоминался в различных документах под названиями «Домик маленький, собственный её императорского величества», «Домик, что в Верхнем саду» и, подобно Монплезиру в Петергофе, «Голландский домик». Название «Китайский дворец» впервые появилось в камер-фурьерском журнале в 1770-х годах. Появление этого названия связано с тем, что в отделке некоторых его интерьеров использовались китайские мотивы и оригинальные произведения мастеров из Китая. Китайский дворец – одно из самых гармоничных произведений архитектуры XVIII века, в котором слились воедино все виды изобразительных и прикладных искусств. Уникальность дворца, построенного Антонио Ринальди, заключается в том, что в нём абсолютно всё, включая рисунки наборных паркетов и мелочи обстановки, было выполнено по замыслу этого гениального человека. Позднее южный фасад дворца был надстроен вторым этажом, между двумя ризалитами пристроена застеклённая галерея; во внутреннюю отделку также были внесены изменения. Но несмотря на это, дворец сохранил своё стилистическое своеобразие. Парк Собственной дачи распланирован таким образом, что далёких перспектив на Китайский дворец нет: дворец строился как уединённый парковый павильон или, другими словами, интимный домик, соединённый только с небольшим садом, который прилегает к нему со стороны южного фасада. Для этого подходившие к дворцу аллеи были разделены на отдельные участки с использованием системы поворотов. Окружённый со всех сторон зеленью и сливающийся воедино с окружающей его природой, при следовании к нему он возникает почти неожиданно. Связь дворца с ландшафтом подчёркнута двумя небольшими «собственными садиками», которые расположены возле боковых крыльев южного фасада. Садики огорожены ажурной кованой решёткой с накладными позолоченными деталями. На поляне перед северным фасадом здания разбит цветник, а с западной и восточной сторон над дворцом склонились вековые дубы. «Китайский дворец – единственный в своём роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено – такая грациозная, изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться. Живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали – всё это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта…». Изящный, но вместе с тем простой облик Китайского дворца, приподнятого на невысоком подиуме из каменных плит, производит впечатление спокойствия и уравновешенности. Особенно интересен северный фасад, который сохранился в своём практически первозданном виде. Центральная часть северного фасада, растянувшегося почти на 80 метров, заметно выше остальных и выделена пятигранным выступом, в верхней части которого прорезаны два круглых окна. В трёх широких гранях выступа находятся высокие двери, а центральная грань отмечена также полуколоннами. Кровлю здания в средней части северного фасада венчают три металлические декоративные скульптуры. В стороны от центрального выступа расходятся боковые крылья, с прорезанными в них прямоугольными окнами. Крылья завершаются небольшими ризалитами, в стенах которых выполнены по три высокие застеклённые двери с северной стороны и по одной – с торцов. Южный фасад Китайского дворца в настоящее время значительно отличается от того, каким он был в момент завершения строительства. Средняя часть здания с южной стороны надстроена вторым этажом, а ризалиты южного фасада соединены между собой застеклённой галереей, закрывающей центральную часть здания. В отличие от внешнего облика здания, внутреннее убранство Китайского дворца производит ошеломляющее впечатление. Этот контраст был создан Ринальди намеренно и с исключительным мастерством. Игорь Эммануилович Грабарь: Китайский дворец – это «подлинное чудо полного чудес восемнадцатого века». Анфилада парадных покоев расположена в основной части здания, растянувшись вдоль северного фасада здания. Центром планировочного решения дворца является Большой (Приёмный, Круглый или Овальный) зал – главный среди парадных помещений. Он расположен в самой середине здания и отмечен гранёным выступом на северном фасаде. С запада к Большому залу примыкает Штукатурный покой (Сиреневая гостиная), за ним следуют Малый Китайский кабинет и Большой китайский кабинет. С востока – Стеклярусный кабинет, Голубая гостиная и Зал муз. В ризалитах южного фасада расположены две малые анфилады, которые примыкают к большой анфиладе. В западной малой анфиладе (половине Екатерины II) находились жилые комнаты Екатерины II: Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Золотой кабинет (Кабинет Екатерины II). В восточной малой анфиладе (половине наследника Павла Петровича) находятся Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Будуар и миниатюрный Кабинет Павла. С Большим залом композиционно связаны ещё два помещения Китайского дворца – Передняя и Гардеробная. В период 1947—1949 гг. ведутся работы в Передней, Гардеробной, Розовой гостиной, Штофной опочивальне, Будуаре. Эти интерьеры открываются для посетителей в 1949 году. Годом позже окрашиваются фасады дворца, реставрируются кованые решетки партерных садиков.
Всему приходит верная пора: Уже сирень готова расцвести,
© Copyright: Наталия Крышан, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|