***
Типы синекдохи (греч. synekdoche - букв. - соотнесение)
Как уже описывалось ранее, синекдоха подразумевает употребление части (единственного) вместо целого (множественного), или в противоположную сторону - целого вместо части. По признакам этой "подмены" можно определить, к какому типу принадлежит синекдоха. Примеры таких соотношений: Единственное число вместо множественного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов, «Бородино»). Использовано слово в единственном числе «француз» вместо множественного «французы». Множественное число вместо единственного: «мы люди негордые». Часто такую фразу использует человек, имея в виду себя, то есть одного человека. Часть вместо целого: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов, «Парус»). Использовано слово «парус», обозначающее часть лодки. Целое вместо части: «Начальство пришло». Имеется в виду всего один начальник, для усиления использовано обобщающее «начальство». Родовое вместо видового названия: «Это животное предпочитает укромные места». Использовано обобщенное родовое понятие «животное» вместо названия конкретного вида. Видовое вместо родового: «Мне это обойдется в копеечку», где использовано видовое название «копеечка» вместо обобщенного слова «деньги».Тип соотношений в синекдохе называют сужением или обобщением, в зависимости от направления замены.
Больше всего примеров этого приема мы можем найти в собраниях любимых поэтов, сказках, пословицах и подобных источниках. Да и повседневная речь часто использует такой троп, как синекдоха. Примеры синекдохи: Из произведений: "Всё спит — и человек, и зверь, и птица" (Н. В. Гоголь), "Ну что ж, садись, светило" (В. В. Маяковский). Из известных песен: "Под крышей дома моего", "Эти глаза напротив". Из спортивных комментариев: "Первой на финиш пришла Россия", "Китай взял три золотые медали". Из рекламных лозунгов: "Победа над микробом в вашем доме". Из сказок: "Красная Шапочка", "Синяя Борода". Из пословиц: "От дурной головы и ногам покоя нет". Из часто встречающихся выражений: "Идем на судака", "Где не ступала нога человека", "Ни одного знакомого лица".
Упоминание частного вместо целого подобно точному выстрелу с попаданием в цель. Та, фраза «начальство не учитывает мнение простого рабочего» дает слушателю яркий образ конкретного человека, интересы которого ущемлены. Здесь названа единица (рабочий) вместо множественного (рабочие). Такая формулировка затрагивает эмоциональную часть, поэтому, кроме поэзии, этот троп активно используют в политической агитации и рекламных лозунгах. Синекдоха помогает достигать целевой аудитории, захватывать ее воображение и внимание точными образами, что является первоочередной задачей любого лозунга.
Синекдоха — это способ подчеркнуть какую-либо конкретную часть вместо целого, придавая ей большей важности. Наиболее часто используется такая связка – часть тела (глаза, руки, лицо, голова) вместо употребления слова "человек" или "люди". Например, "золотая голова", "уносить ноги". И наоборот, можно подчеркнуть более обобщенный предмет, например, «Россия победила со счетом…», где усиливающий патриотичность послания прием состоит в использовании слова «Россия» вместо «футбольная команда России». - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/197682/new_sinekdoha---eto-primeryi-ispolzovaniya-e-v-rechi
В живописи метонимия может переходить в скрытое цитирование: например, французские импрессионисты часто использовали сюжеты, темы, композиции великих мастеров эпохи Возрождения, чтобы увидеть в сегодняшнем дне вечные проблемы человеческого бытия, ввести собственное творчество в исторический контекст (хотя на то время соотнесение классических образов великих мастеров с образами импрессионистов, ставших со временем также великими, шокировало зрителей). В картинах Гойи “Маха обнаженная” (рис. 6а на цветной вклейке) и Мане “Олимпия” (рис. 6б на цветной вклейке) усматривается цитирование знаменитой “Данаи” и “Венеры Урбинской” Тициана (рис. 6в,г на цветной вклейке). И Венера Ур-бинская, и Олимпия, и Маха изображены в домашней обстановке; и Венера Урбинская, и Олимпия одинаково опираются на правую руку, у обеих женщин одинаковое положение рук, а правая рука украшена браслетом, взгляд их направлен прямо на зрителя. На обеих картинах в ногах у Венеры Урбинской и Олимпии расположился маленький зверек (котенок или собачка), стоит с ложем рядом служанка. Взгляд обнаженной Олимпии такой же прямой и открытый, как в “Махе обнаженной” Гойи.
Такое “визуальное” цитирование, как и цитирование в литературе, вводит новое произведение в уже известный контекст. Таким образом, на данное полотно переносится часть смыслов, новое осмысляется в категориях уже сложившихся. Подобное цитирование встречается не только в живописи, литературе, но и, например, в различных концертных шоу и перформансах (ср.: исполняя песню “Жить, чтобы рассказать”, певица Мадонна предстает распятой на кресте и с терновым венцом).
Возьмем живописный пример: изображение ног человека, лежащего в постели на картине И. Глазунова “Больной. Последний лист” (см. рис. 4) – это аналог синекдохи в визуальном плане. Изображение части тела отсылает зрителя к целостному образу человека. (О метафоре в данной картине см. выше.)
Еще один пример – картина современного художника А. Айзен-штата (см. рис. 7): изображены руки в разных положениях, а зритель в этом усматривает множество смыслов. С одной стороны, это руки разных людей, имеющих разные характеры (разную жестикуляцию) и беседующих между собой. С другой стороны, все они испытывают трудности (экстремальные трудности) лагерного бытия. У них разные судьбы и одна вилка, чашка, бутылка… – одна участь.
https://vprosvet.ru/biblioteka/psysience/obraznaya-sfera-v-jivopisi-i-literature/obraznaya-sfera-v-jivopisi-i-literature-8/
Другие статьи в литературном дневнике: