с косыми парусами, складывающихся по принципу веер

Наталия Крышан: литературный дневник

Джонка — судно, пережившее века
Разместил ;; под категорией История, Разное, Декабрь 4 2010



Европейская цивилизация переживала замечательные взлеты и фантастические падения, но всегда имела то свойство, что моря играли в жизни европейцев исключительную роль. Недаром античную цивилизацию также называют и Средиземноморской. Цивилизации Китая и Индии, в силу географии этих стран, были сугубо сухопутными. Даже во время войн между китайскими или индийскими государствами (а чаще эти страны составляли единые империи) господство на море существенных преимуществ не давало. Соответственно, за него и не боролись. Япония, более заинтересованная в морях, развивалась синхронно с Западной Европой, только роль античного наследия и азиатских технологий для нее играло китайское влияние. Стала она что-то представлять из себя только в 16-м веке. Военные флоты в Азии создавались от случая к случаю и только на короткий срок. Опыт не накапливался.


На самых древних изображениях найденных археологами видны китайские и индийские корабли подобные европейским ладьям, — с веслами и одним прямым парусом, но еще за 1000 лет до нашей эры в Китае появились джонки, — корабли с несколькими мачтами и косыми парусами. С тех пор прямой парус в Азии совершенно вышел из употребления. В Индии до 18-го века использовались корабли с треугольными косыми парусами (от индусов такие паруса попали сначала к римлянам, а потом к арабам), очень широким — «круглым» — корпусом и иногда значительного размера. В 19-м веке англичане охотно пользовались услугами индийской касты мореходов — ласкаров. Но в плане военного искусства индусы не заходили далее самообороны от пиратов в абордажных схватках.
Китайцы остались верны джонкам. Современные джонки сохранили традиционную форму корпуса (еще один шедевр древних мастеров, — джонки имеют корпус совершенно иной, нежели у дракара, но дающий тот же загадочный эффект устойчивости на волне), но парусное вооружение у них европейского типа. Настоящие джонки не имели бушприта и прямых парусов, но имели до пяти вертикальных мачт с косыми парусами из циновок, складывающихся по принципу веера. Размер их доходил до 1000 тонн. Скорость, однако, была посредственной.
Джонка была первым океанским судном. По недоразумению она досталась китайцам, которые за океаном как раз ни чего не искали. Однако известно, что китайцы достигали Мексики (по некоторым источникам даже умудрились притащить туда живого слона, — но это вряд ли), систематически посещали восточное побережье Африки, — у них там были торговые фактории. Потом китайцев из Африки выбили арабы, а уже арабов — португальцы.
К боевым действиям джонки привлекались редко. Когда в 16-м и 17-м веке у побережья Китая стали пиратствовать португальцы, голландцы и японцы, Китай так и не принял ни каких мер. Война на море была слишком далека от китайских традиций, — не удалось отыскать в архиве древнего трактата с инструкциями на этот случай. Аналогичны были и действия индусов, — пиратство они считали исключительно проблемой купцов, по этому, когда португальцы ввели в Аравийское море пусть маленькие и примитивные, но военные корабли, им легко удалось обложить индийские города данью.
При переоборудовании джонки в боевой корабль она получала фальшборт защищавший экипаж от стрел и аркебузных пуль, матерчатый парус вместо складного (матерчатый был легче и менее пожароопасен), на палубе могло устанавливаться до 7-ми 12-ти фунтовых пушек. Водоизмещение военных джонок составляло обычно около 200 тонн, а экипаж мог достигать 200 человек. В конце 16-го начале 17-го веков Япония имела до сотни боевых джонок, но в основном они использовались как транспортные корабли без вооружения. Всего десант в Корею обеспечивало не менее 500 таких транспортов. Корея со своей стороны вооружила несколько десятков джонок. В эту эпоху произошли первые сражения за господство над дальневосточными морями.





6, 12, 18, 21.



6.
галсы меняя
джонка идёт по реке
ветер попутный


Понравился стих, хоть и пришлось долго вчитываться. Сначала меня смутило то, что ветер попутный, а галсы приходится менять. Как я вижу.1. Меняется ветер - меняется галс, и ветер снова становится попутным! 2. Река извивается, как ветви на переднем плане, поэтому приходится менять галс, но ветер всё равно попутный, потому что джонка продолжает свой путь по реке.


12.
молнии вспышка
призрачный создан пейзаж
черным на белом


Очень интересная работа! "молнии вспышки" нет на фото, но само фото делается со вспышкой, так как туман, поэтому видимость плохая - без вспышки не получится фото. Одновременно вспышка напоминает извилистые ветви на ПП.
1 и 3 строки перекликаются: молния бывает видна на более тёмном фоне. Ч/б фото - особенность: "чёрным на белом".


18.
ветер уносит
птицу быстрее лодки
ветви без корня


В этой работе перекликаются 1 и 3 строки: "ветер уносит... ветви без корня" - ощущается движение ( толи ветер ветки качает, толи ветки несёт по течению - а на самом деле просто в кадре только ветки), также ветер уносит и лодку, и птицу, будто наперегонки. Так и хочется сказать: птица без корней, лодка без корней. Почему? Это каждый читает по-своему.

21.
стебель ротанга
жёлтой воды коснулся
хвост анаконды


Этой работе хочу поставить "!". Вторая строчка одинаково хорошо читается и с первой, и с последней, расширяя возможности восприятия.


Если у кого-то возникнут вопросы по моему голосованию, прошу почитать вот эту статью: http://www.aif.ru/dosug/article/23957




Другие статьи в литературном дневнике: