***Биография: Казаков Юрий Павлович Род деятельности : Писатель, Литературный деятель Страна: Россия, СССР Категория: Писатели Знак зодиака: Лев Дата рождения: 8 Августа 1927г. Дата cмерти: 29 Ноября 1982г. Биография добавлена: 25 Июня 2012г. Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта. Я не хочу быть «вторым Буниным», я хочу быть первым Казаковым! Казаков Юрий Павлович В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным. Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967. Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа – со всеми вытекающими отсюда последствиями… Казаков Юрий Павлович Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других. Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980). Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын. .. необходима постановка важных вопросов: счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов… Казаков Юрий Павлович При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986). Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Родился в семье военного лётчика, впоследствии генерал-лейтенанта авиации Николая Степановича Житинского (1909—1975). Среднюю школу окончил с золотой медалью во Владивостоке в 1958 году. В 1965 году с отличием окончил Ленинградский политехнический институт, по образованию инженер-электрофизик. Там же закончил (без защиты диссертации) аспирантуру и работал младшим научным сотрудником. С 1978 года — профессиональный литератор: писатель, сценарист, издатель. Автор 12 книг, несколько из которых посвящены легендам русского рока. С 1962 года начал писать — сначала стихи, потом прозу. Печатался с 1969 года. С 1979 года — член Союза писателей, с 1986 года — член Союза кинематографистов. В 1981—1990 годах активно участвовал в жизни отечественной рок-музыки, находившейся в состоянии андеграунда. Писал статьи, организовал 2 рок-фестиваля. Вёл рубрику «Записки рок-дилетанта» в журнале «Аврора», затем выпустил книгу «Путешествие рок-дилетанта» (1990). В 1984—1988 годах участник жюри фестивалей Ленинградского рок-клуба. В 1991—1992 годах участвовал в организации Международного конгресса-круиза писателей стран Балтийского моря («Волны Балтики»), проходившего с 23 февраля по 10 марта 1992 года, в котором приняли участие 300 писателей из 10 стран. Был директором круиза на теплоходе «Константин Симонов». В 1991 году организовал и возглавил издательство «Новый Геликон» (с 1997 — «Геликон Плюс», специализирующимся на издании произведений сетевых литераторов). Издательство начало активную деятельность в 1993 году (после завершения круиза «Волны Балтики») и выпустило в свет к началу 1996 года около 30 книг — преимущественно современных петербургских авторов. В 1996 году организовал и выпустил совместно с фирмой «Невалинк» первый в России полностью электронный литературно-художественный альманах «Арт Петербург». В 1997—1998 годах Житинский совместно с Леонидом Делицыным провел сетевой литературный конкурс «Арт-Тенёта» и впоследствии создал литературное объединение им. Лоренса Стерна. В июле 2007 года стал директором Центра современной литературы и книги в Санкт-Петербурге. © Copyright: Наталия Крышан, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике: |