Акицусима

Наталия Крышан: литературный дневник

Стрекозьи острова


Японцы - самые страстные поклонники насекомых в мире. Больше всего они любят стрекоз , светляков и насекомых, которые в полёте издают звуки, похожие на чириканье. О светлячках смотри посты - Вечная ночь светлячков и Светлячок, а о стрекозах у нас в клубе тоже был замечательный пост Тён_Эйрэй - смотри здесь. В Японии много воды на рисовых полях, в реках и ручьях, и это прекрасное условие для жизни стрекоз , поскольку на стадии личинки стрекозы живут в воде. В стране около 190 видов стрекоз (tonbo, katsumushi,;;,;;;) и японцы с удовольствием ведут наблюдение за ними ещё с древних времён. Да и сам Японский архипелаг имеет форму стрекоз , это подметил еще легендарный император Дзимму Тэнно, когда взобрался на небольшую гору в Ямато в префектуре Нара, пристально посмотрел вниз, на земли, которыми он правил, и изрёк - “Моя страна имеет форму двух спаривающихся стрекоз ”. Впрочем, этот пост не о сексе, поэтому смело заглядываем под кат.




Красная стрекоза отдыхает после полёта.
Стрекозы—обычное и желанное зрелище
на рисовых полях и в других местах с лета до осени.


Самые ранние изображения стрекоз встречаются на ритуальных колоколах дотаку, изготовленных в период Яёй. Колокола, выполненные из бронзы, можно подвешивать, а некоторые из них имеют примитивные изображения стрекоз , рядом с молящимися богомолами и пауками—всеми насекомыми, полезными для человека, потому что они охотятся на насекомых, поедающих рис на полях. Эти рисунки насекомых изображают молитву о хорошем урожае.



В летописи “Нихон Сёки”, составленой в 720 году, упоминаются стрекозы , которых в те дни называли акицу (;;;). Летопись повествует о том, что 21-й император Юряку Тэнно, охотился в открытой степи в Ёсино на севере префектуры Нара. Слепень сел ему на руку и ужалил её. Внезапно с неба спикировала стрекоза и тут же улетела, прихватив слепня. Император был очень доволен, и сказал - "Насекомое думает обо мне, и я буду называть страну Акицу." Он назвал область Акицу-но - "Стрекозья равнина", а эти события дали Японии новое название - Акицу Сима - "Стрекозьи острова".



В собрании песен, дошедших до нас с конца 11 столетия, есть одна о том, как ловить стрекоз , и дети японцев ловят их уже многие века. Мальчики любят осторожно наблюдать за ними, изучать их повадки и придумывать способы их ловли. Один из способов приведён в первой японской иллюстрированной энциклопедии под названием “Сансай Дзуэ” (“Японско-китайское иллюстрированное собрание трёх составляющих Вселенной”), изданной в начале 17 столетия Терадзимой Рёан. На изображении показана самка стрекозы , привязанная ленточкой к короткому шесту. Дети используют этот способ для привлечения и поимки самца. До последнего времени этот метод ловли отори-дори был популярен при ловле серебряных гин-ямма и других больших стрекоз .



Другой способ ловли называется никкакэ-дори. Маленькие камушки заворачиваются в кусочки материи, которая двумя концами привязывается к ленте длиной примерно в 60.см. Приспособление нужно бросить в гин-ямма, которая подумает, что это что-то съедобное и полетит навстречу, чтобы быть тут же опутанной лентой и упасть на землю лёгкой добычей для детишек.




Гин-ямма и другие большие стрекозы в наши дни встречаются редко, в частности, из-за ухудшения условий окружающей среды. Так что нечасто можно увидеть, как дети гоняются за стрекозами . Можно только надеяться, что традиционные способы их ловли, разработанные после изучения их поведения в природе, сохранятся для будущих поколений.



До сих пор популярна детская песенка “Ака-томбо” (“Красная стрекоза ”), написанная в 1921 году. Многие организации в рамках современного движения по защите природы специально выкапывают для стрекоз пруды. Уникальная японская “стрекозья культура” проживёт ещё не одно столетие.



Воинский шлем 17 столетия, выполненный в виде стрекозы
для упрощения идентификации воина на поле боя
(собственность художественного музея Ивакуни)


Мотив с изображением стрекозы был очень популярен среди воинов еще в древней Японии. Эмблема стрекозы была известна как катимуси (katsumushi, ;;, ;;;;), что означает "непобедимый насекомое", это любимый символ силы среди самураев. В семнадцатом веке в период сегуната Токугавы стрекозы были использованы в качестве мотива для украшения на шлемах воинов. Часто они изображалась на стрелах, стрекоза была известна известна как насекомое победы. Шлемы самураев, шапки солдат, фамильные шлемы и прочие предметы одежды украшались приносящим удачу изображением стрекозы .



Значение стрекозы в японской культуре огромное. Стрекоз почитали самураи на протяжении сотен лет, как символ силы и победы в бою. Они всегда имела тесные связи с бусидо (путь воина). Одной из характеристик стрекоз , которую ценили самураи, был тот факт, что она не двигается назад, следовательно, не отступает.



Стрекозы , известные как насекомое победы katsumushi, восхищали самураев за свой воинственный вид. Поэтому они были выбраны в качестве эмблемы для храма Ямабуси и школы боевых искусств. Дизайном из стрекоз украшали белье для бойцов, в надежде, что его владельцу повезет в победе. Изображениями стрекоз часто украшали одежду и вещи, используемыми мальчиками, это символ мужественности. Это было важно качество, которое самураи старались соблюдать в айкидо и других видах единоборств.





Значении стрекоз в камонах является многогранным, символ означал и подчеркивал силу, смелость и мужество. Стрекоза была благоприятным символом силы среди самураев и их часто изображали на кольчуге самураев. В японской культуре, стрекозы символизировали много вещей, включая мужество, счастья, успех в бою.




Мотив стрекоз нашел отражение и в европейской геральдике. Вот, например, семейный герб из Наварры и Португалии, восходит к началу 13 века.



Есть много народных сказок в Японии про стрекоз . Стрекоза - любимый символ в хокку. Хотя стрекозы летают в Японии в летние месяцы, они появятся в большом количестве и осенью, особенно стрекозы красного цвета видов Sympetru (meadowhawks). О них чаще всего писали в японской поэзии.


Стрекоза - популярный персонаж японской поэзии. Говорят, шли как-то осенью Басё и Кикаку по рисовому полю. Увидев красную стрекозу, Кикаку сложил:


Оторви пару крыльев
У стрекозы
Получится стручок перца.


– Нет,- сказал Басё, - это не хайку. Ты убил стрекозу. Если ты хочешь создать хайку и дать ему жизнь, нужно сказать:


Добавь пару крыльев
К стручку перца
И появится стрекоза.



И в заключение, ещё немного из японской поэзии о стрекозах


О стрекоза!
С каким же трудом на былинке
ты примостилась!
Басё


Устали стрекозы
Носиться в безумной пляске...
Ущербный месяц.
Кикаку


Все кружится стрекоза…
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.
Басё


Над волной ручья
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
Тиё



"Дьявольская штопальная игла" или "Большое коромысло"?
Стрекоза задевает волну
и тотчас устремляется кверху,
отраженье, пуская ко дну,
словно камень, колодцу в проверку,
чтобы им испытать глубину.
</div>Иосиф Бродский «Полевая эклога»


</div></div>
Весной и летом в жаркую погоду, в лучах палящего солнца можно увидеть этих чудных насекомых. Они летают быстро, зависая в воздухе, резко меняют траекторию полета. Появляются внезапно и так же неожиданно исчезают. Имеют шикарную расцветку, крылья с причудливым рисунком. Стрекозы очень привлекательны на вид: все тело их стройно, легко, а тонкие прозрачные крылья кажутся как бы кружевами. Любят водоемы, отдыхают в камышах.


В разных странах к этим насекомым отношение разное. На Востоке стрекоза является символом наступившего лета. Так в Японии к ним трепетное отношение, они являются как весенние цветение цветов, деревьев; шум горных источников; первый выпавший снег; огненная листва деревьев осенью; источником эстетического удовольствия, образом прекрасного. При императорском дворе в древнюю эпоху Ямато (300-710 гг.) так любили стрекоз, что Японию даже называли "Акицусима", что означает "Остров стрекоз". В период Сэнгоку ("Сражающихся царств", 1467-1568 гг.) стрекоз называли "катимуси" - победители. На востоке стрекоза разделяет символизм бабочки, олицетворяет бессмертие и регенерацию, является вестником загробного мира (фильм Тома Шадъяка, в главной роли Кевин Костнер - «dragonfly»). Восхищает ее легкость, грация, скорость. Так японские и китайские художники любили изображать в своих творениях стрекозу. Образ стрекозы обозначал приближение добрых вестей и теплого ветра. Стрекозу называли подругой всех незамужних девушек и единственно верной советчицей. Когда девушка смотрела на мужчину, и в этот момент на его плечо садилась стрекоза, это означало, что тот мужчина был выбран девушке для наслаждения; если на голову, то он станет единственным, способным привести её в Сад Вечной Жизни. Бабочки, стрекозы являлись традиционным символом краткого и прекрасного человеческого существования, символом спасения души.





У европейцев диаметрально противоположное отношение к стрекозе. В самом названии этих милых насекомых звучит угроза, негативизм, так в английском языке dragon-fly буквально - «муха дракона». Их считают созданиями дьявола, употребляя такие прозвища, как "змеиный доктор", "дьявольская штопальная игла" (devil's darning-needle) или, вообще, "летающая гадюка" (flying adder)... Говорят, что на концах их хвостов находятся ядовитые жала или иглы. Существует легенда о том, что "штопальные иглы" могут зашивать рты говорящих неправду детей. Например, у Фейнмана есть такое воспоминание:"Когда мне было лет тринадцать, у меня была книжка про насекомых. Там было написано, что стрекозы не опасны; они не жалят. Однако в нашем районе все хорошо знали, что “швейные иглы”, как мы их называли, очень опасны, потому что больно жалят. Так что, если мы где-то играли в бейсбол или во что-то еще и мимо пролетала стрекоза, все бежали в укрытие, махая руками, вопя: “Швейная игла! Швейная игла!”
Однажды я был на пляже, и я совсем недавно прочитал эту книгу. Тут появилась “швейная игла”, все завопили, начали носиться по пляжу, а я просто сидел на месте. “Не беспокойтесь!» – сказал я. – “Швейные иглы” не жалят!”
Эта штука села на мою ногу. Все орали, суетились, потому что у меня на ноге сидела “швейная игла”. А я, эдакое научное чудо, сидел и утверждал, что она меня не ужалит. Все равно, пока она сидела на моем теле, я весь покрылся от страха, холодным потом»
Стрекоза, таким образом, связана с нечистой силой, является ездовым животным чёрта — «коза чёрта»; в русском языке также слово стрекоза происходит от Стри и коза, СТРИБОГ – языческий бог-отец, старый бог, дед ветров. В этом смысле она противопоставляется, например, божьей коровке, богомолу, добродетельной пчеле. Западная традиция демонизирует изображение фантастических стрекоз, так в картине Иеронима Босха искушение Святого Антония (написал несколько вариантов на данный сюжет) чудища (мутанты мыши, жабы, ящерицы, змеи, рыбы) окружившее монаха имеют крылья стрекоз и бабочек.
В современном нашем сознании стрекоза больше ассоциируется с басней Крылова «стрекоза и муравей», как легкомысленное, ветреное создание – «попрыгунья стрекоза лето красное пропела».



Но стрекоза была оболгана издержками перевода. Крылов переводил эту басню с французского языка, а там упоминалась цикада (которая действительно пронзительно и разнообразно поет, а так же ловко прыгает). В русском языке времен Крылова не было цикад, а только кузнечик, который мужского рода, и что бы избежать гомосексуальных инсинуаций поэт-переводчик употребил, не задумываясь, грациозную стрекозу, которая нема и совершенно не умеет прыгать. Она прекрасный летун, а ногами она даже ходить не может (ими она хватает добычу и просто использует их как опору для тела). А что касается «лености», то она единственное насекомое, которое съедает за день в несколько раз больше своего веса, воистину трудоболик, похлещи любого стадного муравья. Постоянно летая, она потребленные калории сжигает, спасая нас от засилья комаров, мух. Запасать пищу на зиму ей нет необходимости, так как она живет одно лето, умирая осенью.


В период тесных контактов европейцев с Японией и Китаем мотив стрекозы, как явление эстетической красоты, стал использоваться в искусстве. Так Эмиль Галле (1846-1904) стал применять методику многослойного стекла с рельефными изображениями (из разноцветных кусочков стекла собирал картину или в форме вазу, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое). Любимым его мотивом были цветы и стрекоза. Французкий ювелир Рене Лалик из всевозможных драгоценных материалов создавал много предметов с образом стрекозы. Он создавал образ женщины-стрекозы.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.08.2011. ***
  • 11.08.2011. ***
  • 01.08.2011. Акицусима