***

Наталия Крышан: литературный дневник

Вроде бы, всё понятно со скандинавским эпосом и его богами. Вот это - т.н. "схема" миров, расположенных на Ясене Иггдрассиль.
Все сущие девять миров соединены между собой ясенем Иггдрасилем.Что же это за миры и кто в них обитает?
1)небесный град богов Асгард ("Ограда асов"),
2)Мидгард ("Ограда людей") и
3)древнее огненное пекло на юге - Муспельхейм.
4)край великанов на востоке - Йотунхейм;
5)западное обиталище прекрасных духов природы,альвов - Альвхейм;
6)Утгард ("Волшебное огороженное пространство"),где в мире и дружбе живут демоны и часть великанского племени.В-третьих,это обширные подземелья:
7)Хель - мир мертвых,названный в честь своей правительницы;
8)Нифльхейм - страна мрака и
9)обширные пещеры инеистых великанов-хримтурсов.В подземных мирах,но чуть выше выкопали свои пещеры мрачные карлики-цверги.


А вот дальше - интересная инфа:


В XIII веке в "Круге Земном" писал исландский хронист Снорри Стурлусон поведал: «К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция (иначе - Скифия)... С севера, с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль или Ванаквисль (река Дон). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света (континенты). Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.


Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов (отсюда и название части света - Азия, или Асия), а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином". И далее - о владениях индоевропейцев в Малой Азии: «Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (Уральские горы, которые мы ныне считаем границей Европы и Азии. На Южном Урале обнаружен священный град ариев - Аркаим). Он отделяет Великую Швецию (Скифию) от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (полуостров Малая Азия). Там были у Одина большие владения".
Однажды Один в вещем сне увидел себя правителем далекой северной страны и двинулся к месту своего предназначения. Но пошел не из Малой Азии, а из своей столицы - Асгарда. Путь его лежал на запад ,через Гардарики (Русь). Туда, однако, непрошенных гостей не пустили и воинству асов пришлось сделать приличный крюк, опустившись на юг, до северного Причерноморья (Страну Саксов, как ее называет Стурлусон).
А уже оттуда можно было с боями пробиваться через Центральную Европу к Швезвигским болотам у Ютландии (в современной Дании). Затем - в Оденсе (в переводе это название означает "Святилище Одина") у берегов большого острова Фюн (так же в современной Дании). После чего Один перебрался на остров Зеландия, а с него, переправившись через узкий Зундский пролив - в Швецию,где обосновался в Старых Сигтунах.


Здесь Один прожил последние годы, заболел и умер. Согласно традиции, дии (жрецы асов) сожгли тело вождя на костре. Огонь, взревев, устремился вверх, а поднявшийся к самым небесам столп дыма, очертаниями напоминал священный ясень Иггдрасиль. Зрелище произвело столь сильное впечатление на зрителей, что они провозгласили Одина богом. В "Саге об Инглингах" Стурлусон - исландец и христианин, не без иронии по этому поводу замечает: «Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет там жить вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он даровал победу, а иных забирал с собой. И то и другое считалось благом".


Отсюда:http://ariskpriest.narod.ru/Skandinavu.html



Иггдрасиль (или Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.


Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона, один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инеистым великанам в Ётунхейм, третий — в Нифльхейм. Однако в «Речах Гримнира» Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хельхейме, и не о Асгарде, а о Мидгарде. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котел» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.


Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырёх оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгге в колодце Гвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.


В Старшей Эдде есть такие строки:


Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.


Этимология


Дословно «Иггдрасиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина), имя Мирового Дерева представляет собой типичный для эддической поэзии кеннинг. Существует мнение, что имя указывает на эпизод добычи рун Одином, когда он провисел, пригвождённый к Мировому Дереву, девять суток (аналогичный кеннинг для виселицы — «скакун висельника»).



Другие статьи в литературном дневнике: