Технология группового взаимодействия и воспитания

Ваха Докаев Шалавдиевич: литературный дневник

Курсовая работа


Тема:
Технология группового взаимодействия и воспитания


Содержание


Введение
Цель и принципиальное отличие Технологии группового взаимодействия и воспитания
Глава 1.
Понятие «Технология группового взаимодействия и воспитания»


1.1
Главные составляющие «ТГВ и В» (здесь и далее – «Технологии группового взаимодействия и воспитания»


1.2
Метод «ТГВ и В» - это многоцелевое воздействие на группу, призванное обеспечить решение воспитательно-учебной задачи


1.3
Классификация и структура «ТГВ и В»


Глава 2.
Индивидуальные Школы «Технологий группового воздействия и воспитания»
2.1
Методические ремарки


2.2 Тактика и стратегия Технологий


2.3
Примерные ситуации в момент реализации Технологий группового взаимодействия и воспитания


Использованная литература



Введение
Цель и принципиальное отличие Технологии группового взаимодействия и воспитания.


Для достижения максимального эффекта взаимопонимания, ясной передачи информации и создания должного восприятия в коллективе, в нашем случае - в школе, используется набор определенных типовых технологий.
Принципиальное отличие Технологии группового взаимодействия и воспитания от индивидуального предполагает:
1. Достижение «эффекта толпы»
2. Экономия времени
3. Спаянность «группы»
4. Применение уже выработанных учеными веками социальных программ обучения
5. Выработка новой версии Технологии на основе реакции группы
6. Достижение воспитательного эффекта


Современный мир обучения и воспитания далеко шагнул вперед. Технологии воздействия на определенную группу людей можно условно разделить на «революционные, эволюционные, сектантские».
Первый – революционный метод – предполагает экзотическое, эмоциональное решение проблем Технологии.


Эволюционный – предполагает метод постепенного, воспитательного обучения.
И Технологии, которые мы объединили под названием «сектантские», имеют непоследовательный, частный характер обучения.


В то же время, если подходить к обучению группы методом индивидуального доведения информации, мы будем терять и время, и цельность обучения.


Более эмоционального выразил свое видение Технологий группового взаимодействия и воспитания В. П.Тихомиров, который сказал:
«Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог».


И это не новое направление в системе образования, а старое по-новому.


В художественных произведениях классиков ярко отражались последствия Технологий группового воспитания:


«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь…»


«… И в Зимний сад гулять водил…», - пишет А.С. Пушкин.



Глава 1.
Понятие «Технология группового взаимодействия и воспитания»



Технология - гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение.


Понятие «Технология группового взаимодействия и воспитания», в первую очередь, включает в себя способы использования приемов взаимоотношений «Воспитателя-учителя», которые призваны заставить обучающихся не только стать участниками и проводниками воспитания и обучения, но и вдохновителями, генераторами идей.


Система последовательных «шагов» преподавателя, сообразно идее и реакции коллектива, призвана разбить все рифы псевдоиндивидуального отчуждения обучающегося.


Это система должна быть основана на точных знаниях, навномерном развитии отношений и по состоявшейся методике с добавлением собственной «изюминки» воспитателя.



1.1
Главные составляющие «ТГВ и В» (здесь и далее – «Технологии группового взаимодействия и воспитания»


Мы выше уже упоминали главные отличия «ТГВ и В» от остальных методов взаимодействия.
Это:
1. Достижение «эффекта толпы»
2. Экономия времени
3. Спаянность «группы»
4. Применение уже выработанных учеными веками социальных программ обучения
5. Выработка новой версии Технологии на основе реакции группы
6. Достижение воспитательного эффекта


В своей известной книге о технологиях воздействия В.Ф. Шаталов делает анализ образовательной модели в соответствии с критериями технологии обучения.


И указывает главные, на его взгляд, связующие звенья успеха.


· раскрытие понятия, сущности и структуры педагогической технологии;
· уточнение понятия, сущности и критериев «технологии обучения»;
· анализ образовательной модели с точки зрения технологии обучения.


Последнее – «анализ образовательной модели…» - является указанием на внесение своих корректив в развитие выше озвученных Технологий.



Таким образом, основными составляющими Технологий являются:


- целенаправленные идеи, учитывающие сам материал, ресурсы, ситуацию в мире, достижения в данной сфере и эволюционная обоснованность цели


(для сравнения, первая составляющая Технологий В.Ф. Шаталов : «Концептуальность: должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей».)


- системность, в основе которой лежит последовательность не только материала, но и воспитания, и взаимопонимания. Так, чтобы нить повествования, и нить отношений, как и климат в коллективе обучающихся становились бы ясными, как божий день, и все более благоприятствовали бы продвижению к главной цели.


- эффективное управление, путем продолжения тактического планирования отношений, в ходе проявления отношений и реакции группы к различным вариантам Технологии


- понимание коллективом не только материала, но и Технологий воздействия в ходе учебно-воспитательного процесса, в результате чего наша Технология должна будет и применима в других однотипных коллективных образованиях



1.2


Метод «ТГВ и В» - это многоцелевое воздействие на группу, призванное обеспечить решение воспитательно-учебной задачи.


Главная задача Технологий в создании в коллективе живого диалога, живого обучения, живого отношения, которое должно достигаться не в ущерб субординации и других воспитательных принципов.


И основной ингредиент – пробуждение творческого потенциала коллективного слушания.


Ученые-педагоги выделяют четыре признака творческого акта:


- необходимость предварительных, побочных знаний у слушателей, и пробуждение способности применения потенциала;
- подсознательное ассоциирование далеких понятий, ;
- критическая оценка полученного результата


И мы должны всегда помнить, что Технологии коллективного воздействия имеют исследовательский характер, что означает избирательность гарантированного результата.



Используя метод «новизны», применяя все новые и новые достижения науки и техники, мы так же увеличим не только достижение интеграции слушателей в реалии мировой культуры, но и подвигнем на «внутренний подвиг»: коллектив будет постепенно пытаться убежать от потребительской формулы современного мира.



1.3
Классификация и структура «ТГВ и В»


В направлении применения касательно школьного образования и воспитания «Технологии группового взаимодействия и воспитания» делятся:


По уровню применения


- воспитательные (интеграция)
- предметные (собственно материал)
- личностные (творчество)
- профессиональные


По отношению к групповому разнообразию


- умственные
- чувственные (эмоциональные)
- практические
- на саморазвитие (для продвинутых)
- самоутверждающие (для повышения волевого порога)


По характеру материала


- светские
- религиозные,
- общеобразовательные
- профессиональные
- гуманитарные
- технологические


По методу педагогической деятельности:


– обучающие,
- воспитательные;
– реабилитации;
–адаптации и социального закаливания;
–управления, диагностики (мониторинга), коррекции, манипуляции;
– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.


По принципу решения учебно-воспитательного процесса:
Классические лекции
традиционное обучение,
принцип самых малых групп,
компьютерное, программированное обучение,
обучение с использованием «эффекта толпы»,
«домашняя работа» (работа с книгой),
обучение с ТСО,
с введением внутреннего самоуправления


«Технологии группового взаимодействия и воспитания на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)


Игровые технологии
Технология проектного обучения
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре методом сравнительного анализа
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала



Глава 2.
Индивидуальные Школы «Технологий группового воздействия и воспитания».


Используемые нами Технологии различаются в силу индивидуального видения практиков и теоретиков педагогического воспитания и обучения. Социальная сфера, в которой они работали, даже эпоха и успехи в развитии методов социального убеждения определили новые, различные технологии.


2.1
Методические ремарки


Методы активизации Е. П. Арнаутова нацелен на внешний круг, призванный им воздействовать на слушателей - родители.
Арнаутов выделяет следующие методы активизации родителей воспитанников:
– дискуссии и обсуждение нескольких точек зрения;
– решение задач семейного воспитания;
– использование опыта семьи;
– обсуждение высказываний школьников с родителями по разным темам;
– использование примеров из классической литературы
– открытый анализ педагогических ситуаций взаимодействия системы преподаватель-слушатель.


В. В. Гузеев, анализируя Технологию «интерактивного метода», считает, что собственно «интерактивность» достигается посредством наложения друг на друга информационных потоков «от преподавателя к обучающемуся», и «от обучающегося к преподавателю».


Он говорит:
"Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока – интраактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным".


Это достигается только при пробуждении воли обучающегося к интенсивному стимулированию познавательной деятельности, корень которого кроется не в простой передаче знаний, но в привитии школьнику к побудительной любви к поиску знаний, к творческой деятельности.


Г. А. Цукерман, делает акцент на ролевой установки взаимоотношений и преподавателя с учениками, и между учениками, учитывая основные тенденции типовых взаимоотношений в определенный период развития работы.


"Слабому" с точки зрения познавательной активности ребенку, нужен не "сильный", а активный и доброжелательный, терпеливый напарник, "сильному" – равный по силе, - говорит Н. Е. Веракс.


Технологии варьируются так же по мере изменения отношения коллектива к преподавателю, и по степени изменения усвояемости материала под воздействием технологий.


2.2 Тактика и стратегия Технологий


Стратегия Технологий группового взаимодействия и воспитания предполагает постоянно изменяющиеся, обновляющиеся, корректирующиеся составляющие – тактические под-технологии.
Эти под-технологии – конкретные шаги реализации образовательного и воспитательного процесса в системе единой стратегической технологии, отличающиеся по условиям воспитания и обучения, постоянно изменяющегося взаимодействия воспитателя и воспитанников и проблематике учебного материала – среди этих тактических задач выделяются:
–анализ педагогических ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, проблемные ситуации);


–игровое проектирование (имитационные игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры);


– тренинги разного типа (организационно-подготовительная работа (разминка), основная часть, исследовательский этап (рефлексия), заключительный этап (подведение итогов));


– индивидуальная и групповая самостоятельная работа (использование метода эссе и создания творческих проектов и др.).


При этом стратегические и тактические интерактивные технологии всегда направлены на поиск проблемных точек развивающего и обучающего взаимодействия между участниками образовательного процесса, субъектами образования.


2.3
Примерные ситуации в момент реализации Технологий группового взаимодействия и воспитания


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И. Г. Песталоцци.


«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Г. Зимме.


Итак, сделав главным тезисом «ТГВ и В» воспитание учащегося в рамках любви к самообразованию и творческому поиску, мы обозначили главный вектор направления комплексного группового обучения и воспитания.


Завершим наше исследование примерным уроком преподавателя Докаева Шалавди, практикующего учителя со стажем в 50 лет преподавания в одной и той же школе. В 2006 году Докаев Шалавди был премирован, как лучший учитель России.
В основе преподавания данного урока (7-ой класс) был применен метод блочного преподавания, где по ассоциации был приведен пример 5-ти летней давности, а именно проблематика чистописания.


Ход урока сопровождался
Указанием оргмоментов
Сообщением темы
Работой по теме
Блочный метод
Ассоциативный момент (чистописание)
Здесь мы должны снова вспомнить наше видение Принципиального отличия Технологии группового взаимодействия и воспитания, чтобы увидеть их в действии на данном примере.
Это указанные выше:
1. Достижение «эффекта толпы»
2. Экономия времени
3. Спаянность «группы»
4. Применение уже выработанных учеными веками социальных программ обучения
5. Выработка новой версии Технологии на основе реакции группы
6. Достижение воспитательного эффекта
В результате проведения урока с 28-ю учениками преподаватель в один прием выложил на доске множество тем по центральной теме «Части речи».
Имея перед собой аудиторию, состоящую из чеченцев-мусульман, Докаев Шалавди указал, в частности, что создание человека в Коране оправдывалось обучением последнего «именам всего». «И научил (Он) Адама именам всего…».
Таким образом, была повышена познавательная мотивация аудитории.
Также был снижен уровень отчуждения и негативного отношения к данной теме.
Детям хотелось высказать свое отношение, для чего они были вынуждены слушать более внимательно тему.
Внутри указанной темы (части речи) был помещен изображенный весьма схематично человек (Адам), от которого вели указатели: имя существительное, прилагательное и т.д.
Затем для наглядности несколько учеников превратились в части речи, окружившие преподавателя.
В ходе урока учитель сделал акцент на первичную схему-блок – слова, состоящие из букв, подобно тому, как вся «словарная речь» человека состоит из частей речи.
Затем он указал, что главным принципом в данном случае является чистописание, которое достигается правильным отношением к буквам.
А именно: не писать, а рисовать буквы!
На уроке был также применен метод «ролевого воспитания». Один из учеников – самый слабый – был поставлен временным учителем, пока сам Докаев Шалавди играл роль «Адама», окруженного частями речи –«именами всего сущего».
Слабый ученик и дальше использовался в качестве «преподавателя», и это оказалось ключом к его активации – школьник постепенно из двоечника превратился в хорошиста.


Наиболее близко по схеме в методе проведения урока Докаевым Шалавди была, видимо, использована «Технология обучения В. Ф. Шаталова:
- изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;
- использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов»
При этом Ш. Докаев дополнил Технологию и собственными изысками.


Использованная литература


1. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Автор Гаврилова, Зоя Анатольевна
Журнал ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск № 1 / том 45 /
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Авторы Булаева, Светлана Владимировна Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 112 / 2009


3. Педагогика : учебник / Под ред. Л. П.Крившенко
4. «Эксперимент продолжается», Виктор Федорович Шаталов
5. «Блочный метод преподавания» Докаев Шалавди Абуезидович
http://pandia.ru/text/77/150/8928.php


студентка Ахмадова Асет Магомедовна



Другие статьи в литературном дневнике: