Зарисовка

Папа Ген: литературный дневник

Два сюжетных подхода, оба от Ф.А. Бронникова - из 1869 года и, со мной вместе, из 2025-го:
С восточного края Эгейского моря из-за горизонта выныривает, вырывается заря Эос на своей колеснице. Каждый раз - это светопреставление! Вздыбленные кони рвут воду на волны, а вожжи - из прелестных рук красавицы. Но здесь, в полудрёме отправляющейся в трансцендентное Селены, покачивается в музыкальном ожидании греческая триммера с командой Пифагора на борту... Инструменты наизготовке, лёгкие полны звуков гимна Солнцу, дирижёр ловит момент начала вожделенного таинства... Даже птица не может стать помехой!
И вот, - преображение! Волна света ударилась о склоны нагорья, выливаясь на берег... Борта собранного ожидания и концентрации раскрыты, сумрак ниспадает и звуки гимна вплетаются в цветовую симфонию эари! Напряжение выплеснулось радостью для всех... и каждого, кто рядом - не проходите мимо!
Бронников приготовил нам на другом полотне трактовку момента кульминации восхода, но и опять погрузился в этот мир настолько, что замер в состоянии самозабвенной эйфории. Когда же я оказался поблизости в качестве зрителя из другой эпохи, да ещё с желанием как-то познакомиться и приобщиться, он сильно возражать не стал... Да и звёзды сошлись!
Вчера весь день дерзал улучшить вид накидки у Пифагора - нет должного соответствия! И тут, снимая слой, проступила мордочка сказочного единорога! Затенил глазницы, - конёк-Горбунок! Складки туники - крылья, вот тебе и Пегас из под полы... Зря порадовался! Федор Андреевич поежился, пришлось мастихином соскоблить... Ну, и поделом! Мудрец Самосский итак не в своем образе, - пора и честь знать!Деталировка стремительно приближается, порадуемся же вместе через месяц с небольшим! Вполне возможно и влияние автора - он позволяет мне по сути учебную работу воспринимать, как совместный оригинал. Спасибо, уважаемый мастер! Должен заметить, что из ряда решённых задач подвисла главная - проработка формы цветом неубедительна. Выручает некоторая позволительная экспрессия в цвете и манере письма, а также экзальтация в образе с лёгкой иронией в подаче. И мне хочется оставить разговор с каждым его персонажем длящимся, эскизным, тем более, что выражение лиц выполнялось наугад, мазок кисти в касании почти не контролировался... и - это читается! Вся работа строилась на медитации и воспринималась, как праздник. С сестрой обсудили приложение к названию, решено: - "Счастью - быть!", тем паче - энергетика сбалансировано тонизирующая, камерная, оздоровительная... ну, и ещё - слегка очаровательная по каналу с Пифагором, все для нее - шутки ради!
Опять разговор с художником... Ставлю его работу (постер), меня не приглашают и, сделав шаг в пространство композиции, вопросительно оглядываюсь на мастера. Он ждёт. Ещё шаг и... Но гимн уже звучит с призыва: - "К молитве!" Оглядываюсь - ни слова, ни жеста! А гимн словно требует: - "На колени!" ...
Ставлю нашу вариацию, -да! Меня уже здесь знают! Оборачиваюсь к профессору: - Ну, как? - Пожимает плечами, - уже хорошо! А гимн наполняется ритмами танца: - "Все в круг!" ...
Если же чуть строже, то следует слегка раздвоиться и стать новым зрителем обеих композиций не в сравнении, а в последовании траекторий вполне себе стереоскопического обзора во времени. Каждого любопытствующего мастер проводит за черту входа коленопреклоненных, как над опрокинутой аркой, и останавливает в центре звучным аккордом стройного кифариста. Стрела вашего внимания переводится им от себя на пол оборота в сторону восходящего солнца, но замирает в полете на фигуре величественного ожидания... Ещё рано... Боковой взор ловит тех кто с колен шлёт свой посыл. Потенциально для вашего духа этот момент особенный, теургический. Он невольно заставляет рядом со стоящим над обрывом опуститься в касании струящихся складок его туники, подсвеченных зарёй...
Всё готово ко встрече бога солнца, чья сестра Эос, на колеснице с четверкой коней, среди которых и крылатый Пегас, подарок Зевса, уже распластались буйным заревом над горизонтом, предваряя восход златокудрого Гелиоса...
Но взор гостя почтительно опущен, а звуки гимна проникающие отовсюду уже покоряют и торжествуют в Вас! Так мастер воздает должное Пифагору... Им же приоткрывается временной портал для посвященных. Остальных мы приглашаем ко второму и в известной мере упрощенному акту действия, равно "как собеседников на пир!" Здесь солнцем уже охвачены все! Произошло чудо воплощения в персоналии собранных воедино концентрированных надежд. Этот миг могут наблюдать все зрители со стороны. Не прошедшие обряд посвящения и инициации тоже удостоены даже через века унести впечатления особой гармонии и радости от каждого из присутствующих на полотне - в память о профессоре Императорской академии художеств Бронникове Федоре Андреевиче. (1827 - 1902гг.) Моя роль - в рамках случайного зрителя-вольнослушателя и ученика подмастерья, чему рад и благодарен. К тому же, - на днях моя дата в 77 лет, и тут, как на ладони, замечательный подарок от мастера! Ай, да Бронников, - мир праху Твоему и вечная память по заслугам!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.07.2025. Зарисовка