Бронников Посвящение

Папа Ген: литературный дневник

Преклони колени, опусти взор и прими мое сердце, как дар свыше.


Подметил такой казус - человека впервые видим, а память уже фиксирует образ, и последующее общение происходит не прямо, а через этот фильтр постоянно корректируемой раздвоенности, порой весьма значительной. Этот нюанс восприятия скорее всего универсален в природной среде. Мы общаемся видя, но почти не глядя, и, по сути дела, только так сводя образы в сеансы единовременного в моменте, и многомерного по сути ситуативного взаимодействия, накладывая воображение на реальность даже не осознавая того. Так ещё с пелёнок, т.е. непосредственно сразу возникает щит, мост или разрыв оригинала и его образа, создающий барьер недопонимания в реальном общении, уводящий в мир иллюзий или заблуждений. Но преодоление сего и есть арена сотворчества, куда все мы приглашены, как благовоспитанные "собеседники на пир"! Для начинающих первой ступени воспитания есть волшебное слово - имя собеседника, пользоваться которым следует скрыто, негласно - улетит, не поймаешь! Этот пароль связи можно по каналу воображения задавать и своему образу опосредованно, в кратной производной через любого визави. Прием так и называется: - "вначале было слово. И слово было Бог". А имя то, как свой ключ и тайну имени ангела, каждый носит при себе, почти не ведая того... ну и пользуется им так, как некто ему на душу положит, увы. Да! Кстати, по нашей инициативе ангелы могут взаимодействовать между собой тоже... Трюизм, да и только!


Творчество, как естественный путь познания себя... и единственно верный? Любопытство - познавательный аргумент в виде потребности, а удивление - предтеча радости в открытии нового и полезного... Мотивация при этом - на уровне рефлексов от амебы до человека - рефлекса цели по Павлову. Если спросить меня о творчестве амебы, то останетесь без ответа просто потому, что так глубоко, простите, заглядывать не сподобился, но рад был бы...
Интересно наблюдать, как, взятая на себя задача, посредством монологов (!) с ее сокрытыми атрибутами, тобой же играет на поле твоих же интересов. Нахождение у сестры обрело своё значение в увлечении случайно увиденной онлайн одной из работ по теме о Пифагоре. Маховик времени неспешно развернулся и мои шестерёнки заскрипели по-новому:
Уж взялся за гуж... Вот, скомпоновал, задам тон по фону, а там уже начисто проработаю фигуры... Итак, на сегодня хватит, доволен! Стоп, а может уточнить колорит? Или глубину тона... Или... Третий раз переделал, вроде досадную, но всё-таки хорошо! А здесь - поспешил?! Переделаю... Но есть идея, окончательная... кардинальная... замечательная.. Ай, да Бронников... До завтра!


Пришло завтра... Вроде не досадую. Переделал... Почти доволен! А Бронников - равнодушно молчит. Наверное, так и надо...
И всё же, в мелочах тень проказника корчит рожицу за вполне очевидными подсказками - сам знаю от кого... Знаковых примет предостаточно.
Что там чёрная метка цветка на пустующем камне центра композиции, которую взор просто игнорирует... Или, вот, мордашка спящего львёнка строго по центру холста в складках туники за самым ярким цветовым пятном работы... Пустяки!
А тут строй эмоциональных акцентов лиц анфас ведет нас к фигуре торжественно открытой солнцу, главной по состоянию, но начисто пренебрегающей и даже отвергающей меня, как постороннего... И ни один взгляд из десяти, даже случайный, зрителю не адресован. Н-да... Сам "зри в корень!"
Начинаем погружение в суть, - да это теургия! Фигура коленопреклоненного под правой рукой взывающего к светилу, как и все, поет гимн восходу... Но, чур! Лютнист в расшитой тунике из середины группы своим взором четко сопровождает, содействует седовласому у ног... И тут оказывается, что он то видит не совсем так как я. Почтенный грек, стоя на коленях в плечевом поясе развернут к Пифагору и свою хвалу дарит учителю! Но, кроме Бронникова и того лютниста, про это никто и не знает, - в плоскости картины та поза не читается... А я в рекомбинации лишнего не покажу, и Федор Андреевич будет доволен - автор, как всегда во времени, присутствует рядом с творением в немом ожидании. На оригинал глядя и зная о мистификациях предводителя, ещё и погадаешь, где тут главный? Между прочим, его устремлённая ввысь фигура увлекает за собой, а у меня - лишь направляет... Казус в том, что сам то я не определил вектор устремлений, - Эос или Гелиос? И Селена молчит тоже со значением, словно все ещё впереди.
- Смиренно кладу на протянутую ладонь эпизодического кумира свою толику мирского внимания... и - благодарю... снова и снова... от вчера, за сегодня, и на завтра - созидая не просто эзотерический треугольник взаимодействия, а безупречный тетраэдр.
Это и есть живая связь времён, причем, вполне сакральная: - мастер на дорожке своего постижения оставил зримое место страждущему сделать и свой шажок рядом... А задушевное обаяние гимна уже само превращает вас в адепта. Непреложность этого факта восхищает аутентичными монологами каждого персонажа invitro уже в сопоставлении репродукции оригинала на мониторе с моей жалкой и ещё не законченной ретроспекцией. Серьёзное же испытание грозит и жаждет в Третьяковской галерее от непосредственного воздействия художника с самого полотна. Заранее трепещу и предвкушаю...


Сегодня как-то особенно остро чувствовалось недовольство отца через разговор с сестрою, когда та расспрашивала о моем расточительном времяпрепровождении за мольбертом. А я и не пытался поведать об удивительном диалоге с живой тканью образного полотна в том процессе. Отец не одобрил бы тон общения, хотя я и стараюсь не нервничать. Увы мне... Отзеркалив из края в край группу поднимающихся по склону, почувствовал некое сопротивление автора на фоне его общей доброжелательности, пока не догадался переставить амфору на другое плечо прелестной гречанки, потратив на эту деталь целый день. Вкушаю партитуру похвальных уточнений от Федора Андреевича в новом композиционном аккорде, а для уверенности поглядываю на его автопортрет, - помогает. Например, ну совсем ничтожный штрих с фигуркой мальчонки из той же группы. Бронников дал легкий акцент открытой значимости происходящего, но теперь появился и момент эмоциональной вовлеченности казалось бы посторонних в этот хор восходящему солнцу. Автор даже рад, - случайная по замыслу группа вышла на ось внимания и Пифагора-концертмейстера, и зрительского. Но чего не простит строгий цензор, так это переназначение роли и самого ведущего, и переподчинение ему свободы каждого в сакральном моменте. А мы обошли и эту важную особенность слегка рассредоточив монолитную группу из десяти пифагорейцев по этой площадке нагорья...
Пообщались ещё чуток и оказалось, что в эпизоде на полотне Фёдора Андреевича главенствует один из группы адептов, а Пифагор тут вовсе не дирижёр, а вполне узнаваемый седовласый склонившийся в центре резонирующей в хоре группы, просто как энергетический камертон. Есть, однако, замечательный профиль-вариант этой темы, свободный в решении, где автор искусно жонглирует персонажами в их многослойном построении, даже в зрители нас к себе особенно-то и не приглашая. Ладно, возвращаюсь к компоновке "по центру", - барьер снят, но тут уже я проверяю на совместимость идею смелого обновления... и благодарю! Видимо, придавая значение бойцовому характеру учёного, художник всю группу собрал в эмоциональный кулак особого вдохновения - позитивного бьющего строго по цели, которой отчасти являемся и мы... Увы, плотность музыкантов такова, что  посторонних не терпит даже в качестве невольно слушателей! Геометрия осей новой расстановки перераспределила, но не изменила баланс сил и их сакральное содержимое... А для нас проявилась симфония нового измерения - чудный хоровод фигур, круговое движение, - смотрите сами!
А ведь есть ещё две "изюминки на торте" в моей подаче:
- кувшин с неким содержимым на голове гречанки, значимо попавший на линию притяжения взглядов к восходящему светилу;
- и тот самый мальчишка символически претендующий на эмоциональный, а непроизвольно и смысловой акцент перекомпоновки...
Тут можно вообразить и улыбку чеширского кота... или его папы тоже! Ведь улыбка не только расслабляет мимические мышцы, так ещё ... и т. д. Только не подменяйте, друже, эффект образный на лукавство зеркального отражения, пусть и в разной степени коварного по определению. Зайду исподволь:
- Присматриваясь к изображению на мониторе вдруг почувствовал еле различимый и приятный аромат...
- Следующим днём, вчера, в какое-то мгновение за мольбертом услышал легкое оркестровое сопровождение...
... Разумеется, настал предел терпения маститого академика, когда мною завладело нескромное желание развернуть главную фигуру со спины к зрителю произведения где-то на четверть оборота. Варианты находились один круче другого - в танцевальных па, с руками над головой. Правда, складки хитона разлетелись бы... Тут и почувствовалась готовность Федора Андреевича уйти не простившись... Фигура та - знаковая! Прости, мастер!
Сегодня пасхальное воскресенье. Периодически мы с сестрой едим под русофобский аккомпанемент с телевизора, но в этот раз у нас назрела необходимость разобраться во взаимной нервозности, как бы беспричинной. Я вижу необходимость расстаться, и это естественно, т. к. по факту я хронический изгой. Но есть и нюанс, когда мои срывы провоцируются её саркастическим настроем легкого раздражения, характерного для тех закулисных экспертов, к коим она давно пристрастилась. Возможно, что-то изменится после нашей победы, что не за горами... Нейролингвистическое перекодирование в таком возрасте уже сомнительно.
- Увы, реалии Благодатного огня сомнительны ещё больше...


Суета сует...
… а на склоне лет
у томлений духа цвет печальный...
Маяты той нет, и покой не снится,
и давно не мнится берег дальний...


Разлетелись птицы вещих слов.
Ни луча зарницы в душу не стремится
и свободно сердце от былых оков...


Меланхолику о смерти думать не стоит. Как всё темное, и её следует выдворять за пределы воображаемого мира, приглашая и приветствуя в себе силы светлые. Вот, желая себе дня доброго, предлагаю мысленно увидеть себя тем самым улыбающимся...
Ремейк проходит в несколько приподнятой тональности с каждым из действующих лиц. Так и сам мистик Пифагор у меня с охотой "левитирует"... А дорогой Федор Андреевич лишь сдержанно наблюдает за тем, как его персонажи теперь вынужденно танцуют под чужую дудку... Мастер понимает, что просто копия невозможна, вольное переложение на волне энтузиазма - уже что-то. Правда мудрый грек сам иронизирует, наблюдая за моими тщетными попытками придать ему особое значение - тут он непререкаем... Однако ж, согласился искусный боец исполнить после встречи Эос и оду Радости солнечному божеству... Содержание, замысел, наполнение, состояние, скрытый план перевёрнуты, как в калейдоскопе. Ладно, внешний вид по возможности соблюдён. Мастер хмурится, но помогает... Компоновочный перефраз определился мажорной тональностью участников действительно, как гимн солнцу. Таким образом идея Бронникова и поддержана и эмоционально усилена. То же внимание по состоянию согласовано индивидуально с каждым на холсте и входит в общий душевный резонанс. Энергетика фона утренняя, чистая и спокойная в природном сочетании с заходящей лунной начальной фазы. В целом благоприятствует началу любого процесса, заряжает, тонизирует и гармонизирует. Федор Андреевич в учении Пифагора видит универсальное прикладное значение, и в сюжет деликатно ввел будущую мамочку, причём в моменте прямого инструментального воздействия на плод. Разбор потоков энергии внутри группы чрезвычайно интересен, но самим автором не разглашается, оставляя на долю зрителя по мере необходимости.
Роль малыша в эстафете времен тоже заметно преобразилась.  Внутрисюжетных взаимосвязей и без того не счесть, а в перекличке с новой версией, я просто теряюсь. Зачастую, и деталировка происходит как бы с неким дополнительным участием в идеомоторном письме - нередкое и увлекающее явление... Да, такую интерпретацию нарочно не придумаешь! Но мистическое очарование авторского произведения в симфонии рук, что и было воспринято с благодарностью...
Поскольку тут двигало внутреннее побуждение, то анализом композиции мастера я и не озадачивался, а действовал по наитию, просто радуясь каждой находке. Однако, теперь можно призадуматься, - что же в знаменателе этой "теоремы Бронникова" мы в дополнение получили, воплощать которую сподобился ни некто равновеликий, а, извините, покоренный Я.
Ваш взгляд с нового порога картины наталкивается на величественную центральную фигуру, аки на дорожный указатель "день-ночь" или "вход воспрещён!" Да, друзья, здесь не просто мизансцена, а подиум в двух частях! Танцуют все вместе со зрителями, но по приглашению, извините...
Акция начинается с просмотра "увертюры" оригинала "Гимна...", сравнимого с репетицией генеральной, пройдя которую Вы получаете карт-бланш на продолжение. Только теперь можно стать проводником действа под лозунгом гимна Радости бытия, бутон которого раскрывается и ароматом растекается по всему полотну изображения. Собранность ожидания естественно переходит в катарсис раскрепощения... Если, как меня, это завораживает, то - поздравляю! Вы стали не просто свидетелем волшебства, но и его участником...




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.05.2025. Бронников Посвящение