Из переписки с Вадимом Волковым

Владимир Байбиков: литературный дневник

(...) Хобби... Почему бы и нет. Есть традиционный, европейский стереотип этого. Хобби... Мне интересна природа инициации и поддержания процесса и психологическая структура феномена творчества вообще и стихотворчества в частности. У всех это сильно по-разному и немного одинаково.
Почему так много народу пишет стихи, даже и не очень хорошие, даже откровенно никудышные? Это может начинаться и как игра, и любование ладно сработанным текстом. Но чаще: называть, воплощать в слове, звуке и ритме мысли и чувства, делая их сильнее и реальнее. Открывая, что называние может не только отражать, как зеркало, но и разочаровывать, и разрушать, но и развивать, и строить, создавать... Это как лезть вверх по лестнице, которую всё время надстраиваешь (а может оказаться, что и не вверх)... И уже не называние, а призывание, вызывание из неведомого, светоткачество, ныряние за сокровищами, влечёт не всегда ясно и осознанно - но уже не всех. Верить в силу слов могут наивные. Природа языка и речи содержит тайну, особенно остро манящую именно в стихотворных текстах (но не только), и чем проще видится искушение "стряпать и играть" и чем доступнее кажущаяся лёгкость восприятия "конечного продукта", тем таинственнее генезис подлинно оригинального и значительного, тем более гениального. Мера "опирающегося" на паттерны и концепты в языке и речи динамично живущего социума с одной стороны и вновь выстраиваемого, открываемого и привносимого - с другой. Это ведь предугадывание будущего (языка и речи, и тем самым модуса восприятия и коммуникаций), его черт и направлений, но и "рисование" его, вот в чём эта "сосущая под ложечкой" неизъяснимая прелесть волшебной стихии поэзии! Иллюзия прикосновения, участия в этом подсознательно и "разлагает" человека, делая из него автора. Пусть даже это будущее и живёт лишь в его воображении.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.07.2010. Из переписки с Вадимом Волковым