Фенотекст и генотекст

Владимир Байбиков: литературный дневник

- Объяснить явление - значит "снять" его (К.Маркс, кажется). "Развинтить, чтобы развенчать". И.Ньютон - движение небесных тел, К.Маркс - образование прибавочной стоимости, физика - энергия и вещество, Бодрияр - психология и экономика общества потребления, Р.Барт - идеология мифа... Но есть вещи, которые не представляется возможным "развинтить", между иррационализмом и сциентизмом (ограниченность последнего и Барт признавал). Феномен Веры (попытки делаются - методами нейрофизиологии, мол, это - нормальный продукт деятельности здоровой ЦНС социального индивида, явно с позитивистиских позиций). И - поэзия. Как построен и "работает" текст (в том числе поэтический), как он продуцирует - а точнее, инициирует продукцию смыслов, понять можно (генотекст). Как и кем он был создан, и почему именно так - тоже, (фенотекст). А вот зачем - это труднее. Как вообще проявление, развитие и деятельность таланта, любого. "Наднеобходимая" активность есть и у животных, и её объясняют в рамках эволюционной теории. А у человека - диалог с миром, обществом, самим собой? Пожалуй. Не сделаешь ход (например, в шахматах) - не увидишь ответного хода, даже если уверен, что играешь сам с собой. Психофизиология, психолингвистика, разнообразные аспекты анализа текста: читаю. Далеко уже люди продвинулись. Но нельзя исчерпать того, что в процессе "исчерпания" только расширяется - по крайней мере, одна из немногих очевидно оптимистичных вещей.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.01.2010. Фенотекст и генотекст