Танцевальная чума 1518.

Приколич: литературный дневник

В 1518 году Европу поразила неведомая доселе болезнь, которую стали называть "танцевальная чума". Люди безо всяких на то причин принимались плясать сутки напролет, пока не падали замертво.


Первые признаки эпидемии проявились в июле, когда на улицах средневекового Страсбурга появилась некая фрау Троффеа — отчаянная плясунья. Она танцевала около пяти недель подряд. За первую неделю к ней присоединилось около 34 человек. Через месяц у Троффеа уже насчитывалось более 400 последователей. Некоторых из плясунов потом находили умершими от истощения, инсульта или сердечного приступа.


Когда эпидемия превзошла все мыслимые пределы, городские власти обратились к врачам. Но те заявили, что это — неестественная болезнь, вызванная некими сверхсилами.


Вместо того, чтобы назначить плясунам кровопускание, городские власти принялись строить деревянные танцплощадки и нанимать музыкантов. Они решили, что танцоров "отпустит" только после того, как они без остановки пропляшут сутки напролет. Но это мало помогало — танцевальная лихорадка всегда заканчивалась также неожиданно, как и начиналась.


До сих пор никто не знает, почему эти люди принялись танцевать и что заставляло их плясать до полного изнеможения. Исторические документы того времени (включая указы Страсбургского городского совета) лишь свидетельствуют, что люди умирали именно от бесконечных танцев.


Вспышки плясовой эпидемии происходили и позже. У художника Питера Брейгеля есть картина, на которой изображен случай танцевальной чумы в 1564 году во Фландрии.


Данный феномен очень похож на танцевальную чуму под названием "Пляски святого Витта".


Судить о том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники. Наиболее полный их анализ приводит Александр Чижевский;—;ученый, основоположник таких новаторских научных отраслей, как космическое естествознание и гелиобиология.


Александр Чижевский цитирует запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».


Существуют и более подробные описания массовых плясок. Одно из них мы встречаем у Чижевского: «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Виту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными обрядами».


Интересно, что однозначного ответа на то, что же послужило причиной данному массовому безумию нет. Существуют лишь несколько гипотез. Среди них: массовый истерический припадок, изменение солнечной активности, нервные заболевания типа болезни Гентингтона или синдрома Туретта, отравление урожая или эрготизм.



Другие статьи в литературном дневнике: