Танцевальная чума 1518.В 1518 году Европу поразила неведомая доселе болезнь, которую стали называть "танцевальная чума". Люди безо всяких на то причин принимались плясать сутки напролет, пока не падали замертво. Первые признаки эпидемии проявились в июле, когда на улицах средневекового Страсбурга появилась некая фрау Троффеа — отчаянная плясунья. Она танцевала около пяти недель подряд. За первую неделю к ней присоединилось около 34 человек. Через месяц у Троффеа уже насчитывалось более 400 последователей. Некоторых из плясунов потом находили умершими от истощения, инсульта или сердечного приступа. Когда эпидемия превзошла все мыслимые пределы, городские власти обратились к врачам. Но те заявили, что это — неестественная болезнь, вызванная некими сверхсилами. Вместо того, чтобы назначить плясунам кровопускание, городские власти принялись строить деревянные танцплощадки и нанимать музыкантов. Они решили, что танцоров "отпустит" только после того, как они без остановки пропляшут сутки напролет. Но это мало помогало — танцевальная лихорадка всегда заканчивалась также неожиданно, как и начиналась. До сих пор никто не знает, почему эти люди принялись танцевать и что заставляло их плясать до полного изнеможения. Исторические документы того времени (включая указы Страсбургского городского совета) лишь свидетельствуют, что люди умирали именно от бесконечных танцев. Вспышки плясовой эпидемии происходили и позже. У художника Питера Брейгеля есть картина, на которой изображен случай танцевальной чумы в 1564 году во Фландрии. Данный феномен очень похож на танцевальную чуму под названием "Пляски святого Витта". Судить о том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники. Наиболее полный их анализ приводит Александр Чижевский;—;ученый, основоположник таких новаторских научных отраслей, как космическое естествознание и гелиобиология. Александр Чижевский цитирует запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Существуют и более подробные описания массовых плясок. Одно из них мы встречаем у Чижевского: «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Виту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными обрядами». Интересно, что однозначного ответа на то, что же послужило причиной данному массовому безумию нет. Существуют лишь несколько гипотез. Среди них: массовый истерический припадок, изменение солнечной активности, нервные заболевания типа болезни Гентингтона или синдрома Туретта, отравление урожая или эрготизм. © Copyright: Приколич, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|