У поэтов в средние века, словно в церкви или армии

Приколич: литературный дневник

была целая иерархия - вот жонглёр, к примеру, это не актёришка был циркового жанра, а(старофр. jougleor, jongleur, из лат. joculator — «потешник») — странствующий сказитель, певец, часто также музыкант-инструменталист и фокусник. В массе своей жонглёры исполняли песни, сочинённые другими поэтами-музыкантами, но также могли выступать и в качестве авторов (по меньшей мере, стихов) - он был равный галисийско-португальскому жограру (jograr, современное написание порт. jogral, галис. xograr), кастильскому хуглару (каст. juglar), польскому кугляжу (пол. kuglarz), немецкому шпильману (нем. spielmann) и английскому менестрелю (англ. minstrel). Но более низкого происхождения, чем трубадуры. Жонглёры, точно шлюхи, обслуживали (в противоположность куртуазным поэтам - трубадурам) не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина, то есть зарабатывали на жизнь, развлекая публику. Промежуточное положение между жонглёром и трубадуром в иерархии средневековых поэтов занимал «сегрел». Но поэты, любого ранга, были вхожи и к королям! В конце «куртуазной» эпохи слово jogral приобрело пренебрежительный оттенок и стало обозначать бродягу.
Временами жонглёр поступал на службу к трубадурам - прямо Мираж или Ласковый Май, которые запрещали ему изменять слова при исполнении их песен. При этом жонглёр мог в присутствии трубадура исполнять Даме только что сочинённую трубадуром и посвящённую ей песню. Жонглёр имел возможность стать трубадуром - а благодаря трубадурам сложился первый литературный романский язык: на старопровансальском писали позднее поэты Каталонии и Северной Италии. Под влиянием провансальской лирики формировались поэзия труверов и поэзия миннезингеров, их творчество вдохновляло Данте, поэтов Dolce stil nuovo, Петрарку. В новое время лирика трубадуров была забыта, и лишь романтики открыли её современному читателю.



Другие статьи в литературном дневнике: