Иван Аксаков, первый биограф Тютчева и муж его дочери, не просто излагал факты жизни и деятельности своего тестя, но на его примере размышлял "об участи талантов на Руси":
"Проследить, по возможности, самое развитие этой многоодарённой природы,-соотношение её особенных психологических условий с условиями бытовыми, общественными, историческими; ту взаимную их связь и зависимость, которая создала, определила и ограничила её жизненный жребий."
"В это-то семье родился Фёдор Иванович. С самых первых лет он оказался в ней каким-то особняком, с признаками высших дарований, а потому тотчас сделался любимцем и баловнем бебушки...
Это баловство, без сомнения, отразилось впоследствии на образовании его характера; ещё с детства стал он врагом всякого принуждения, вского напряжения воли и тяжёлой работы...
Баловницей Тютчева являлась сама его талантливость. Скажем, кстати, что ничто вообще так не балует и не губит людей в России, как именно эта талантливость, упраздняющая необходимость усилия и не дающая укорениться привычке к упорному, последовательному труду.
Конечно, эта даровитость нуждается в высшем, соответственном воспитании воли, но внешние условия нашего домашнего быта и общественной среды не всегда благоприятствуют такому воспитанию; особенно же мало благоприятствовали они при той мателриальной обеспеченности, которая была уделом образованного класса в России во времена крепостного права."
Если провести аналогии в периодом детства людей моего поколения, т.н. "развитого социализма", 60-80 годы, то можно увидеть, примерно , схожую картину.
Материальное благосостояние, которого были лишены бабушки, дедушки и родители.
Рассматривая семью собственных родителей, как типичный пример инженерно-технических работников, вижу то самое баловство себя.
Бабушкой, в первую очередь.
Конечно, сравнивать свои дарования с великими, несколько бестактно, но и то, что было дано мне утонуло в том самом расслабляющем баловстве, в отсутствии привычке к борьбе, к систематическому и упорному труду.
Когда даётся без труда, то привыкаешь "проскакивать" на хорошей памяти. логическом мышлении и прочих, данных природой способностях.
"Работа есть условие искусства",- писал Карамзин.
И нет только искусства.
Многие же мои сверсники выросли в парниковых условиях, не барских особняков, но квартир панельных домов.
Может быть, именно потому, так трудно было детям, рождённым в 60-70 приспособиться к новым, предложенным нам жизнью, условиям.
В условиях зарождающегося капитализма нужны были другие качества, которыми обладали, в большей мере, бывшие троечники и пронырливые комсомольские работники.
Для многих наступило время прощания со своими "вишнёвыми садами" детства.
Это не жизнь подмяла многих, но мы сами проворонили возможность измениться.
Не пожелали увидеть явного: мир менялся, а мы надеялись, что "проскочим".
И хотя Аксаков и другие, цитируемые мною уважаемые люди, говорили о государстве Российском, по-моему, очень многое действительно для рождённых в СССР.
Почему я вообще задумалась об этом?
Нельзя быть немножко поэтом. нельзя. чтобы поэзия стала дилетантским отклонением от основной профессии.
Всегда нужно выбирать и расставлять приоритеты.
Несмотря на талантливость в ребёнке нужно воспитывать, сознательно и последовательно, привычку к упорному и последовательному труду.
Мы же, подобно нашим родителям, из слепой родительской любви, часто не делаем этого.
Страдаем от собственной невостребованности и обрекаем на это детей.
Вот такие размышления в осенний день посетили меня.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.